Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая аптека находится в активной конкурентной среде и ей приходится искать способы выделения и занятия лучшего положения, привлечения покупателей именно к своему бренду, конкурентным преимуществам.
Таким инструментом чаще всего является реклама.
Однако, не все методы стимулирования сбыта одинаково эффективны и применимы к продукции фармацевтического сектора. В связи с этим, представляется важным рассмотреть особенности стимулирования сбыта именно в данной отрасли и разработать рекомендации по оптимизации данного процесса.
1 РОЛЬ РЕКЛАМЫ В РАЗВИТИИ КОМПАНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
1.1 Понятие и составные элементы рекламы
2
Реклама – это форма воздействия на покупателей, с целью стимулирования их интереса к приобретению товаров и услуг, размещаемая на коммерческой основе.
Экономическое и технологическое воздействие рекламной деятельности воплощается в новых рекламных материалах и технологиях, средствах рекламы, каналах рекламодвижения, глобализации рынка и создании мирового рекламного пространства.
Рекламные коммуникации используются современными предприятиями для решения следующих задач:
- информирование целевой аудитории о новинках и специальных предложениях, выгодах,
- позиционирование продукта и торговой марки,
- повышение узнаваемости торговой марки,
- стимулирование спроса,
- формирование положительного имиджа.
Таким образом, реклама решает широкий спектр задач, осуществляя также коммуникативную функцию.
1.2Особенности рекламы на фармацевтическом рынке
Необходимость использования эмоциональной составляющей хорошо осознают рекомендующие эксперты фармацевтического рынка b2c. Это те менеджеры, в функции которых входит установление двусторонних убедительных и спокойных коммуникаций, основанных на точном понимании того, что психологически необходимо конечному потребителю.
В коммуникационной цепочке между производителями лекарственных средств и их конечными потребителями существует некоторое количество промежуточных опосредований.
2АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ АПТЕК (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ПРОТЕК»)
2.1Характеристика предприятия
ЦВ «ПРОТЕК» - ведущий национальный фармдистрибьютор, занимающий 16,53% доли рынка по итогам 2015 года*.
Основанный в 1990 году, ЦВ «ПРОТЕК» на протяжении 25 лет задает вектор развития всего дистрибьюторского сегмента, постоянно развиваясь и предлагая инновационные решения для ведения бизнеса партнерам и клиентам.
3
Центр внедрения «ПРОТЕК» – семикратный обладатель высшей награды профессионалов фармацевтического рынка России - «Платиновой Унции» в номинации «Лучший дистрибьютор лекарственных средств», а также других наград в сфере фармацевтики, информационных технологий, логистики, управления персоналом, благотворительности.
Центр внедрения «ПРОТЕК» входит в Группу компаний «ПРОТЕК».
Миссия Протек - ПРОТЕК» – национальная компания, заботящаяся о здоровье нации путем обеспечения населения товарами и услугами в сфере здоровья и красоты. Компания формирует высокие стандарты ведения бизнеса и инновационные технологии, создавая новые возможности для развития сотрудников, партнеров, коллег, инвесторов.
2.2Анализ рекламной деятельности
В настоящее время реклама в аптеках осуществляется в нескольких направлениях: реклама на полках, дополнительное рекламное оборудование, реклама на сайте, электронный каталог, рекламные листовки и плакаты, сайт, социальные сети, мобильное приложение.
Рекламные баннеры в интернете доказали свою высокую эффективность. Так как благодаря им получилось успешно выпустить на рынок новые продукты и привлечь к ним внимание.
Электронная рассылка презентаций имеет смысл, когда выявлена заинтересованность клиента. Предварительно с клиентом проводит переговоры менеджер по продажам и если интерес к знакомству с новыми продуктами есть, то менеджер по маркетингу готовит презентацию и высылает ее клиенту.
Данный вид рекламы имеет целевое позиционирование и требует достаточно много усилий как со стороны менеджера по продажам, так и со стороны отдела маркетинга.
2.3 Направления совершенствования рекламы аптек
Для повышения товарооборота и увеличения доходности компании предлагается активизировать рекламную деятельность. Современные аптеки понимают, что для того чтобы увеличить товарооборот лекарственных средств нужно всего лишь обеспечить большой поток покупателей, которые не уходят из аптеки без покупки, при этом желательно, чтобы ее стоимость была как можно выше. При этом необходимо, чтобы посетители остались довольны обслуживанием и обязательно вернулись при необходимости. А также просто замечательно будет, если после посещения вашей аптеки, покупатели расскажут о ней своим друзьям и близким. Казалось бы, что все это просто
4
элементарно, но при этом мало кто знает, какие конкретно действия необходимо предпринять, чтобы все эти условия сошлись.
Для этого можно пустить телевизионную рекламу на региональных каналах, но такие серьезные финансовые вложения, будут оправданы лишь в том случае, когда данная сеть аптек будет занимать хотя бы 30-40% рынка, в противном случае деньги будут потрачены впустую, а сама реклама может даже сыграть на руку конкурентам.
Не нужно забывать о том, что реклама — это дорогое удовольствие, потому прежде чем вкладываться в нее, необходимо рассчитать какую выгоду она сможет принести. Примером бездумного вложения средств в рекламу может послужить предвыборный ролик одного из кандидатов в депутаты, баллотирующегося по своему округу, транслируемый по федеральным каналам.
Российские аптеки используют множество способов привлечь свою аудиторию, это реклама в интернете, партизанский маркетинг, уличная реклама, сотрудничество с единомышленниками и т.д. Но самое главное во всем это – это правильный призыв к действию. Реклама призвана привлекать внимание, вызывать заинтересованность и желание купить товар именно в вашей аптеке. Этот призыв должен быть настолько мощным, чтобы побудить человека к тому, чтобы он зашел именно в вашу аптеку и приобрел товар именно у вас.
Выделиться с помощью рекламы на фоне соперников – невероятно сложная задача. Существует масса рекламных компаний, прошедших бесследно, не принесших совершенно никаких результатов, оказавшихся неэффективными. Прежде чем найти удачный коммерческий ход, необходимо перебрать массу различных вариантов, лишь после этого получается найти подходящее решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитие фармацевтического рынка России диктует его участникам необходимость овладения различными инструментами продвижения своих товаров и услуг. Жесткое государственное регулирование и отсутствие конкуренции, которое еще помнят отдельные, сохранившиеся с советских времен фармацевтические предприятия, стремительно уходят в прошлое.
Анализ маркетинговой деятельности ГК «Протек», проведенный в данном исследовании позволил сделать следующие выводы:
- маркетинговая деятельность холдинга осуществляется не комплексно и без использования широкого спектра аналитических возможностей,
- в компании отсутствует структурное подразделение, в задачи которого входило бы координация и развитие маркетинговой деятельности компании,
5
- отсутствует рекламная стратегия развития компании в условиях кризиса, что негативно сказывается на многих аспектах ее деятельности,
- развитие новых направлений осуществляется в большей степени интуитивно, решения в области рекламной деятельности реализуются на основе прошлого опыта работы компаний-конкурентов и результатов исследований рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» от 23.10.2009 г. № 965 // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 2057 р. // Информационно-правовая система Консультант Плюс
Научные статьи:
3. Альтапова А. Ф. Особенности взаимоотношения с корпоративными клиентами на рынке B2B [Текст] / А. Ф. Альтапова // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 85-87.
4. Андрианов В., Горст М., Торопылин Ю., Шварева Н. Российская фармацевтическая промышленность: состояние и перспективы развития// Проблемы теории и практики управления. 2012. № 11–12. С.67.
5. Володин В.М., Кунев С.В., Мельченков Е.Н. Современный фармацевтический маркетинг / Экономика и социум. – 2013. - №3. – С.12-14
6. Горлов В. В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения / В. В. Горлов. — № 7 (145). — 2013. С. — 22–27
7. Евстратов А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации [Текст] / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 299-304
6
8. Рябова Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.
9. Рябова Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. — С. 64–65.
10. Соколов Б. И., Лин А. А., Слепнев Д. М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1., С.56
11. Соколов Б. И., Лин А. А., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики – 2013 - №2. – С.38-40
12. Солнцев М.А. Особенности стратегического анализа на В2В рынке в условиях кризиса // Индустриальный и b2b маркетинг. – 2009. - №5. – С.12-15
13. Чененова Р.И., Макарова И. В. Развитие инновационных форм бизнеса//Экономика региона. 2009. № 3 (19). С.100–107; Дорошенко, С. В. Стратегическая адаптация как императив инновационного развития региональной социально-экономической системы // Экономика региона. 2010. № 3 (23). С. 59–66.
Интернет-ресурсы
14. Аспекты менеджмента в фармацевтической отрасли // http://edu.jobsmarket.ru/library/pharmaceuticals/10791/
15. Бриг Г. Перспективы развития фармацевтического рынка на примере публичных компаний // http://www.echo.msk.ru/blog/grigory_birg/1082816-echo/
16. Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, тенденции, прогнозы. Режим доступа: http://planetahr.ru/publication.
17. Современное состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности/ доклад ВНЕШЭКОНОМБАНКа (Департамент стратегического анализа и разработок). Июль 2012 г. Режим доступа: http://www.fingazeta.ru/pdf3/doclad_farma.pdf.