Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью образования и важной составляющей обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития страны в целом. Наличие набора уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и обучения позволяет гражданам выбирать разные пути получения профессионального образования и повышения квалификации. Растущий спрос на рынке труда для выпускников среднего профессионального образования и острая нехватка специалистов по рабочим профессиям приводят к пониманию необходимости совершенствования СПО.
Часто проблема обеспечения экономики квалифицированными кадрами основывается на количественных и качественных диспропорциях между работниками, предлагающими свои профессиональные навыки и компетенции на рынке труда, и требованиями, предъявляемыми работодателями. Поэтому для создания эффективных механизмов развития квалификаций необходимо прогнозировать потребность в людских ресурсах. Цикл от установления требований к специалисту до его окончания учебного заведения может объективно занять до 5-7 лет. Поэтому вам нужно подумать о новых требованиях, которые могут возникнуть по крайней мере на 5 лет раньше, чтобы система образования могла идти в ногу с рынком и требованиями работодателей. Все вышеперечисленное оправдывает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью работы является проведение сравнительного анализа образовательных зарубежных систем и разработка программы по практическому внедрению опыта данных систем в образовательный процесс России.
Для решения масштабной задачи создания в России сквозной системы подготовки кадров для рынков автором поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть отечественный опыт;
2. Рассмотреть опыт зарубежных стран на примере Германии.
3. Построить систему, основанную на практиках подготовки кадров, релевантных для российской экономики.
4. Провести анализ зарубежного (на примере Германии) и отечественного опыта по осуществлению совместных проектов и программ по взаимодействию с научными организациями, работодателями, общеобразовательными организациями, организациями высшего образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, международными образовательными центрами для подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Для проведения анализа были собраны, систематизированы и обобщены данные из учебной литературы и открытых источников информации – публикаций в СМИ, публикации на сайтах образовательных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, научные труды Факторович А.А., Огородовой Л.М., Блинова В.И., Лейбовича А.Н. и др., материалы научных и иных конференций, семинаров, выставок.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников. Объем работы составил 30 страниц.
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Обзор и анализ системы образования в Германии
Последовательное развитие лучших идей в педагогике и экономике, направленных на решение задачи подготовки квалифицированных кадров является основой конкурентоспособности той или иной страны. Качественная и хорошо себя обеспечивающая собственным трудом рабочая сила становится залогом процветания государства. Эта цель заставляла искать новые методы обучения, объединяла усилия предприятий, школ и государственной власти [3].
Программы обучения в Германии стали общим делом системы профессионального образования и сферы производства. Можно упрекать эти программы в излишнем прагматизме, утилитарности, они действительно прежде всего обеспечивали профессиональные нужды. Главный принцип – целесообразность во всем.
Выделяют три основных направления в средней общеобразовательной немецкой школе, построенных на принципах обучения через деятельность: мануализм, профессионализм и активизм[7].
В основу мануализма положена идея ручного труда как предмета и принципа обучения, это ремесленное направление, в котором не ставилась задача подготовки, собственно, к профессиональной, трудовой деятельности. Можно сказать, что это часть развивающего обучения в общеобразовательной школе.
В современности эти три направления развились и преобразовались в системе профессионального образования Германии. В дуальной системе существует обучение и ремеслам, и профессиям, основанное на комплексных, проектных заданиях и направленное на достижение квалификации, необходимой в реальной профессиональной деятельности. Это обучение может вестись на предприятии или в центре компетенций. Немало внимания уделяется эстетике рабочего места, внешнему виду рабочего, мастера-наставника (у многих принято ношение формы гильдии с отличительными знаками профессии). Линия активизма прослеживается и в профессионально-технических училищах. Их программа теоретического обучения поддерживает практическую часть и предусматривает возможность внеклассной активности студентов – кружки по интересам, самодеятельность, международный обмен и т. Д [7].
Рабочая сила современной Германии характеризуется наличием большого сегмента работников среднего уровня квалификации с высокой степенью автономии (самостоятельности в процессе профессиональной деятельности). В то время как во многих других странах очень ярко выражено разделение должностей рабочих и руководящего состава, в Германии около 60% рабочей силы находятся на среднем уровне квалификации, которая предполагает и менеджерские (предпринимательские) компетенции. Такой подход обеспечивает широкое разнообразие высококачественной немецкой продукции. Дуальная система профессионального образования и обучения глубоко укоренена и тесно связана с производством. Конкурентоспособность немецкой экономики в прошлом и настоящем опирается на квалифицированных рабочих и служащих среднего уровня квалификации – это стратегически важный, главный тип квалификации для пути развития промышленности и экономики, выбранного в Германии [11].
Ученичество на предприятии вызывает множество споров и комментариев. Многие эксперты видят противоречие между узко направленными целями работодателей, которые выступают против всего, что непосредственно не связано с выполнением задач конкретной работы, и правительством, которое предпочитает широко образованных и социально мобильных граждан.
Главная черта немецкой дуальной системы – тесное сотрудничество между системой профессионального образования, работодателями, профсоюзами и правительством. Социальный диалог и представление интересов работников являются важным фактором внедрения реформ. Руководство и работники компаний оказывают значительное влияние на содержание и форму программ обучения, прилагая усилия к тому, чтобы учитывались их требования и интересы. Непременным условием эффективности дуальной системы является ответственная работа всех участников, не ограниченная рамками конкретных интересов отдельных групп. Федеральное правительство ответственно за разработку концепции подготовки по профессиям в рамках дуальной системы. Главная функция государства — координация и обеспечение законодательной базы. В федеральном правительстве Германии ответственность за решение общих вопросов политики в сфере профессионального образования и обучения возлагается на Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF) [15].
Утверждение образовательных программ по отдельным профессиям, требующим формального образования, входит в обязанности федеральных министерств, ответственных за соответствующую профессиональную область. В большинстве случаев ответственность возлагается на Федеральное министерство экономики и технологий (BMWi) [15].
На общегосударственном уровне главным учреждением, ответственным за достижение согласия между всеми сторонами, участвующими в регулировании системы профессионального образования и обучения, является Федеральный институт профессионального образования, при котором находится Координационный совет. В нем представлены
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - Москва: РГГУ, 2015. - 160 c.
2. Бурцева, Людмила Методика профессионального обучения / Людмила Бурцева. - М.: Флинта, 2016. - 516 c.
3. Губин, Г.А. Методика безотметочного обучения: теория и практика / Г.А. Губин. - М.: Нобель Пресс, 2017. - 978 c.
4. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение / Под редакцией Джоан Дж. Зильбах. - М.: Издательство Института психотерапии, 2018. - 208 c.
5. Ковынева Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию) / Ковынева. - М.: Феникс, 2018. - 111 c.
6. Кузнецов В.В. Методика профессионального обучения 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Владимир Викторович Кузнецов. - М.: Юрайт, 2016. - 327 c.
7. Ковынева, М. В. Методика активного обучения и воспитания / М.В. Ковынева. - М.: Феникс, 2015. - 320 c.
8. Кругликов, Г. И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2018. - 160 c.
9. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
10. Кругликов, Григорий Исаакович Методика профессионального обучения. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Кругликов Григорий Исаакович. - М.: Академия (Academia), 2015. - 337 c
11. Кузнецов, В.В. Методика профессионального обучения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. - М.: Юрайт, 2016. - 332 c.
12. Куцебо Григорий, Иванович Методика профессионального обучения. Развивающее обучение 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Григорий Иванович Куцебо. - М.: Юрайт, 2016. - 270 c.
13. Куцебо, Г.И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение. Учебное пособие для академического бакалавриата / Г.И. Куцебо. - М.: Юрайт, 2017. - 366 c.
14. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия (Academia), 2016. - 123 c.
Интернет-источники:
15. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Электронный доступ: https://fioco.ru/pisa. Дата обращения - 05.04.2020