Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правильное определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, играет важную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Таможенная стоимость используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, используется в качестве расчетной основы для исчисления налога на добавленную стоимость и других пошлин и налогов. От правильности определения таможенной стоимости товаров зависит полнота взимания таможенных платежей, а занижение таможенной стоимости существенно меняет их размер. Определение таможенной стоимости является одной из сложнейщих процедур таможенной практики.
Функции по контролю таможенной стоимости возлагаются на таможенные органы. Контроль заявления и выявления таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации. А система контроля таможенной стоимости - важной частью таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Контроль таможенной стоимости рассматривается не как самоцель, а как неотъемлемый элемент таможенного контроля в целом, призванного своевременно выявлять нарушения таможенного законодательства. Актуальность вопроса обусловлена тем, что судебные споры, которые возникают у участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, зачастую заканчиваются не в пользу вторых. Поэтому оценка организации контроля таможенной стоимости в нашей стране, выявление существующих проблем и внесение предложений по совершенствованию организации контроля таможенной стоимости являются значимыми. Данный факт подтверждает судебная практика по спорам о таможенной стоимости и количество решений суда, вынесенных не в пользу таможенных органов.
Поэтому цель работы - изучить систему таможенного контроля таможенной стоимости, перемещаемых через таможенную границу товаров, и разработать рекомендации по совершенствованию организации контроля таможенной стоимости.
Объектом исследования является механизм контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.
Предмет исследования - организация системы контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
исследование понятия таможенной стоимости товара и порядка ее определения;
изучение системы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров;
рассмотрение порядка осуществления контроля таможенной стоимости при проведении таможенного контроля;
детальное изучение процесса работы отдела по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС;
-проведение анализа показателей деятельности Красноярской таможни по контролю таможенной стоимости;
проведение анализа и обобщения судебной практики по вопросам контроля таможенной стоимости;
разработка основ совершенствования технологии и организации контроля таможенной стоимости товаров после их выпуска.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
1.1. Понятие таможенной стоимости и порядок её определения в странах – участниках ЕАЭС
Отечественная система определения таможенной стоимости базируется на международных принципах и стандартах таможенной оценки товаров. Для этой оценки принимается цена товаров, указанная в контракте, дополненная определенными расходами и получившая название «цена (стоимость) сделки». Эта цена с учетом дополнительных расходов служит основой для определения таможенной стоимости, являющейся вторичным (производным) показателем, от величины которого зависит объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. Следовательно, важная задача таможенных органов состоит в совершенствовании методов определения и контроля таможенной стоимости.
Вопрос определения таможенной стоимости ввозимых товаров регламентируется международными договорами между государствами- членами Таможенного союза, в частности, это Соглашение между Правительством Российской Федерации (далее - РФ), Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. В РФ это федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
Законодательно закрепленного определения «таможенной стоимости» в Таможенном союзе не существует в наше время. Но в литературе мнения авторов в большинстве случаев сходятся. Итак, таможенная стоимость - это, цена товара, информацию о которой участник внешнеэкономической деятельности предъявляет в таможню при пересечении товаром таможенной границы Таможенного союза. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита . Определение таможенной стоимости возлагается на декларанта или таможенного представителя, а в некоторых случаях и на таможенный орган .
Рассмотрим порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Определение таможенной стоимости базируется на основных методах расчета. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров:
1. по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2. по стоимости сделки с идентичными товарами;
3. по стоимости сделки с однородными товарами;
4. методом вычитания стоимости;
5. методом сложения стоимости;
6. резервным методом.
В качестве основного метода определения таможенной стоимости широко используется метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В случаях, когда основной метод применить нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов. Следует также отметить, что предоставление декларантом информации с сознательно заниженной стоимостью товара, влечет за собой применение определенных санкций, в зависимости от величины, на которую занижена заявленная стоимость .
Первый метод является одним из распространенных методов определения таможенной стоимости. Его базой является стоимость сделки, другими словами - цена, которая была фактически уплачена либо подлежала уплате. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза. Данный метод применяется, только если товары являются предметом купли- продажи. Перемещение товаров, например, по безвозмездному договору или договору аренды, по первому методу определения таможенной стоимости будет считаться невозможным .
Для первого метода (рис.1.1) законодатель определяет условия, несоблюдение которых влечет невозможность применения данного метода. К таким условиям относят:
1. отсутствие ограничений на право покупателя пользования и распоряжения товарами. В данном случае, законодатель имеет ввиду те ограничения, которые влияют неким образом на таможенную стоимость существенно. Если же влияние оказалось не существенным и документально подтверждено, то применение первого метода исключить нельзя;
2. отсутствие количественно определяемых влияний на цену контракта и продажу товара. То есть, когда на цену контракта влияют некие договоренности между продавцом и покупателем, что существенно меняет стоимость товара. В качестве таких договоренностей могут выступать условия, что покупатель приобретёт у продавца еще и другие товары или дополнительные услуги. Такие нетипичные условия сделок между контрагентами проследить очень сложно, но именно они могут искусственно занизить стоимость товара.
3. отсутствие договоренности о перечислении прямо или косвенно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза [Электронный ресурс] : ред. от 08.05.2015 (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
2. О контроле таможенной стоимости [Электронный ресурс] : письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-10-11/22119 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
3. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных сопределением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза [Электронный ресурс]: пост. ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. № 96 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.base.garant.ru;
4. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
5. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран Таможенного союза и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
6. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
7. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
8. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
9. Белянина Т.Е. Совершенствование организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза //Современные проблемы экономического и социального развития: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск. 2012. № 8. С. 188-189;
10. Васильев Р.И. Состояние судебной практики по делам о корректировке таможенной стоимости // Аспирант Российской таможенной академии. - 2013., № 2 С.78-81
11. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
12. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски //Белорусский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
13. Зыбина Е. Таможенная стоимость: определение и контроль // ЭЖ- Юрист. 2012. №27. С. 4;
14. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
15. Кащеев В.В. Контроль таможенной стоимости: уч. Пособие / В.В. Кащеев, К.А. Летюшова, И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост. - 2013 - 280 с.
16. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы //Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
17. Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. – С.38-42
18. Купринов Э.П. Ценовая информация в контроле таможенной стоимости / Э.П. Купринов // Вестник Российской таможенной академии.- 2014 №4. С.23-26;
19. Логинова А.С., Бурова А.А. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости [Электронный ресурс]: научная статья // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
20. Никитина Е.В. Предложения по автоматизации системы контроля таможенной стоимости товаров с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http:/www.tam- zap.ru;
21. Новосельцева Н.С. Эффективность применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза // межвузовский сборник научных трудов / Современные проблемы экономического и социального развития. Красноярск. 2012. № 8. С. 200-202;
22. Орлова Ю.Ю. Совершенствование контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации: дис...магистр ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ / Орлова. М, 2013. С. 12-25;
23. Пятов А.А. Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости / А.А. Пятов // Вестник ТГЭУ. -2012. № 3;
24. Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ //Таможенное дело. 2010. №2. С. 29¬-33
25. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
26. Смиренко Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации: дис....к. э. н. М., 2009. С. 125 - 128;
27. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
28. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
29. Трофимова Ю.Г. Организация контроля таможенной стоимости //Современные проблемы экономического и социального развития. Межвузовский сборник научных трудов Красноярск. 2012. № 8. С. 210-213;
30. Федоровская М.Ю. Проблемы определения таможенной стоимости товаров в целях совершенствования работы таможенных органов: // Развитие Российского законодательства - 2010. №4. С. 11-26.