Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Темой курсовой работы является «Проектирование функциональной модели обслуживания пациентов в областной больнице».
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, обусловлена повышением уровня качества услуг и изменением их состава, предоставляемых медицинскими учреждениями. Предоставление качественных медицинских услуг требует совершенствования целого ряда бизнес-процессов в медицинских учреждениях различных форм собственности и подчинения, но в первую очередь крупных областных учреждений здравоохранения для того, чтобы обеспечивать выполнение основных социально-экономических функций государственного значения. В первую очередь организация процессов управления учреждением здравоохранения связана в с процессами учета и контроля. Своевременный и качественный учет и контроль за пациентами, врачами, качеством лечения и рядом других процессов и подпроцессов медицинского учреждения позволяет оптимизировать процессы лечения, т.е. предоставления медицинских услуг, повысить их качество, уровень, позволяет снизить нагрузку на врача, внутреннюю логистику больницы. Бюджетные медицинские учреждения, задача которых заключается в предоставлении платных и страховых медицинских услуг и страховании, прежде всего должны обеспечить работу больницы, качественное лечение, проводимое на основе действующих медицинских, методических и организационных основ, потребностей пациентов, предоставлять оперативную и полную информацию различного вида пользователям информационной системы о состоянии больного, его нахождения, назначенном лечении, лечащем враче, лекарственных препаратах, процессе и динамики лечения и т.д.
Процесс предоставления медицинских услуг должен найти свое объективное отражение в учете, связанном с бизнес-процессами больницы. На сегодняшний день события, происходящие в системе здравоохранения свидетельствуют о том, что принципы деятельности этой отрасли не совпадают с современными экономическими условиями страны.
Сейчас медицинские учреждения испытывают повышенные нагрузки, связанные с распространением эпидемии короновируса. Построение эффективной информационной системы учета пациентов и бизнес-процессов в больнице является актуальным и востребованным. База данных позволяет осуществлять добавления, изменения, поиск данных, а также просматривать эти данные. В наше время информационных технологий, стало реально все документы превращать в электронный вид и регистратура в считанные минуты может найти нужные сведения.
Объектом исследования – является построение баз данных. Предметом исследования является проектирование и администрирование базы данных MS SQL, которая ориентирована на реализацию процессов по обслуживанию пациентов областной больницы.
Цель работы – Разработать функциональную модель в виде набора моделей бизнес-процессов и базы данных по учету пациентов областной больницы.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
− описание предметной области и характеристика объекта автоматизации;
− провести описание и анализ процесса по учету пациентов и сопровождающих процессов и подпроцессов;
− выполнить обзор существующих систем и выбрать оптимальное решение проблемы;
− выполнить постановку задачи, позволяющей выполнить проектирование базы данных;
− описать архитектуру разрабатываемой системы;
− выбрать и обосновать методы и подходы, необходимые для проектирования;
− выбрать и обосновать средства, необходимые для проектирования;
− с помощью диаграммы прецедентов определить функциональный состав системы;
− на основе диаграммы потоков данных определить существующие хранилища данных, сущности и связи между ними, построить модель «сущность-связь»;
− построить логическую и физическую модели базы данных.
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Общее описание предметной области
В России в течение последних пяти лет наблюдается положительная динамика развития рынка медицинских информационных систем. Следует отметить, что этот рынок является рискованным, затраты на разработку современных систем значительно превышают экономическую эффективность от присутствия н нем, поэтому новые разработчики появляются редко. Значительными препятствиями на пути к информатизации отечественной системы здравоохранения является недостаточное финансирование медицинских учреждений, отсутствие у руководства понимания возможностей, которые дают высокие технологии для повышения качества работы медицинских учреждений, и недостаточная стандартизация данных и способов ее обработки. Вместе с этим система здравоохранения сталкивается с такими проблемами, как: повышение требований населения к системам здравоохранения; ограниченный бюджет; частая смена места жительства пациентов и др.
Применение комплексных информационных систем, которые позволят организовать управление медицинскими учреждениями на современном уровне, существенно повысит не только качество лечения и уровень медицинских услуг, но и эффективность, то есть рентабельность, использование медицинских ресурсов.
Неудовлетворительной остается ситуация с информированием областных и городских управлений здравоохранения, санэпидемстанций и других учреждений об эпидемиологической ситуации, сезонных ростах хронической заболеваимости или текущее состояние заболеваемости и наличие свободных коек в больницах и тому подобное. Из-за отсутствия современной техники, программного обеспечения и средств связи такая информация является неполной и запоздалой, не дает возможности оперативно и адекватно предупреждать угрозы, а также реагировать на проблемы, возникающие в работе медицинских учреждений. Большинство медицинских информационных систем, функционирующих в лечебных учреждениях в настоящее время, являются морально и физически устаревшими. Преимущественно они разработаны еще10-15 лет назад, их никто уже давно не поддерживает и не совершенствует. Эти системы позволяют автоматизировать только подготовку отчетных форм. Сегодня на рынке медицинских информационных системы присутствуют 10-15 разработчиков.
По количеству внедрений следует отметить: «Медиалог», «МедСистема», СИЕТ, АBG, TherDep. Однако стоимость внедрения этих систем значительно выше, чем в аналогичных системах, разработанных отечественными фирмами разработчиками систем управления.
Большинство систем построены на основе клиент-серверной архитектуры, которая обеспечивает ограниченное количество функций - преимущественно подготовку статистических отчетов и стандартных форм Минздраве. В этих системах ведется электронная история болезни, внесение данных в которых осуществляется путем набора текста или выбора фраз из справочников. Такой подход не дает возможности в дальнейшем осуществлять углубленный анализ. Недостатком этих систем является необходимость обращаться к разработчикам для внесения изменений в входные и выходные формы.
Одной из распространённой технологий самостоятельной разработки информационных систем - технология ИНТЕРИН представляет собой совокупность инструментальных программных средств и методик создания медицинских информационных систем. Основными целями данной разработки являются повышение качества медицинской помощи и эффективности работы медицинского персонала, увеличение пропускной способности диагностических служб и лечебных отделений за счет реализации новых медицинских информационных технологий. Технология ИНТЕРИН ориентирована на создание открытых информационных систем, позволяющих формировать базис единого информационного пространства ЛПУ.
МИС “ЭМСИМЕД” - информационная система для комплексной автоматизации основных процессов медицинских учреждений любого типа: поликлиники, больницы со стационарными отделениями, медицинского центра, частной клиники, лаборатории.
Модульная структура системы позволяет настроить и адаптировать ее под особенности работы и конкретные нужды медицинского учреждения без необходимости реорганизации уже существующих бизнес-процессов. Это значит, что для внедрения системы не нужно останавливать работу клиники, а обучение персонала работе с ней пройдет проще и быстрее.
Медицинская информационная система "ЭМСИМЕД" ставит своей целью комплексную автоматизацию большинства процессов, происходящих внутри современных лечебно-профилактических учреждений. Автоматизация и информатизация лечебно-профилактических учреждений – одна из самых насущных проблем 21-го столетия. Именно ее решение позволит снизить издержки при подготовке отчетности, упростить и оптимизировать документооборот, уменьшить количество ошибок медперсонала, сделать работу ЛПУ более эффективной и, в конце концов, заметно улучшить качество услуг, предоставляемых пациентам[15].
Медицинская информационная система (МИС) – электронная система документооборота между лечебными учреждениями, лабораториями и пациентами. Позволяющая вносить, хранить и обрабатывать медицинские данные пациента
Преимущества
• Создание единой электронной медицинской карты (ЭМК) — информация о пациенте от записи на прием до выписки из больницы сохраняется и доступна всем участникам процесса лечения
• Возможность интеграции ЭМК с другими информационными системами и реестрами для получения дополнительной информации по пациенту
• Встроенные классификаторы лекарственных средств, МКБ-10, медицинских услуг и клинические протоколы
• Возможность интеграции с аптечными системами для решения задач по учету льготных медикаментов
• Интеграция с центральным компонентом eHealth
• Система защиты информации и персонификации всех действий
• Кабинет пациента c такими возможностями как: запись на прием онлайн, поиск медицинских учреждений и врачей, просмотр результатов приемов у врача в персональной ЭМК и взаимодействие с семейным врачом.
• Использование ЭЦП (авторизация медицинских работников, подписание всех действий врача, печать документов с кодом ЭЦП вместо ручной подписи врача) [16]
Особого внимания заслуживает медицинская информационная система «Доктор Элекс». Она разработана с учетом современных стандартов и принципов совместимости медицинских информационных систем. В основе системы лежит идея построения врачебных осмотров на базе древовидных шаблонов осмотров. Система обеспечивает все информационные потребности лечебно-реабилитационного и диагностического процессов, научно-исследовательской и учебно-методической работы.
Типичная областная больница представляет собой многопрофильный больничный комплекс с десятками клинических, диагностических и служебных подразделений. Лечебно-диагностическая помощь осуществляется высококвалифицированными специалистами как амбулаторно, так и в условиях стационара. В диагностике и лечении используется самая современная аппаратура и применяются высокие технологии. Естественно, что управление областной больницей вызвало вопрос о разработке и внедрении информационной системы управления, в первую очередь пациентами больницы.
1.2. Описание бизнес-процессов
Для медицинского персонала: Цель Информационной системы максимальное освобождение сотрудников от рутинной работы по ведению документации, увеличивая время на собственно лечение пациента.
Достигается это через:
- многократное использование информации, которая находится в системе;
- сокращение времени оформления типовых документов за счет шаблонов, типовых форм - использование выбора из списков возможных значений, автозаполнение и т.д.;
- использование готовых типичных решений - вариантов документов (осмотров, назначений, дневников и т.д.), частично заполненных информацией в зависимости от рассматриваемого случая;
- автоматизированное планирование процесса лечебно-диагностической деятельности на основе стандартных схем лечения в зависимости от нозологии;
- работа с электронными документами при работе с материальными ценностями (медикаментами, медицинским инвентарем);
- автоматизация работы по составлению всевозможных отчетов.
Таким образом основные бизнес процессы системы можно представить в следующем виде (рисунок 1).
Рисунок 1 – МИС учета пациентов областной больницы
1.3. Описание входной и результатной информации
Создание инструмента управления больницей, повышающего степень контроля над лечебно-диагностическими процессами, поддерживающего высокое качество медицинской помощи и безопасность пациентов, и тем самым повышающего ее конкурентоспособность на рынке, является актуальной проблемой современного здравоохранения не только в нашей стране, но и во всем мире.
Информационная система управления не только объединяет для целей эффективного управления все информационные потоки и ресурсы областной больницы в единое пространство, но и поднимает на новый уровень его взаимоотношения с участниками бизнес-процессов. От ввода в эксплуатацию такой системы выигрывают все стороны, участвующие в процессе лечения пациента:
• Администрация больницы – контроль за деятельностью врачей и финансовыми потоками.
• Медицинский персонал – контроль за лечением пациентов.
• Пациенты лечебно-профилактического учреждения контроль за лечением.
• Страховые компании, работающие с лечебно-профилактическим учреждением – контроль за финансами.
• Предприятия и компании, заключившие контракты с лечебно-профилактическим учреждением на оказание услуг по профилактике и лечению своих сотрудников - контроль за тенденциями, сезонными и профессиональными заболеваниями.
В предлагаемой МИС «Учета пациентов областной больницы» входной информацией будут:
- Данные по пациенту:
o ФИО,
o Адрес,
o Паспортные данные,
o Данные страховки,
o Симптомы
o Первичные жалобы,
o Данные первичного осмотра,
- Данные по врачу:
o ФИО
o Отделение
o Специализация
o Данные анализов,
o Диагноз, лечение
o Список пациентов
o Список назначений
o Истории болезней
- Данные по больнице
o Отделение