Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что появившись более четверти века назад в арсенале экономической политики Российской Федерации, приватизация стала предметом активного правотворчества на границе административного, финансового и гражданского права. Смена целевой установки приватизации привела к существенному изменению всей конструкции нормативно-правового регулирования приватизационных отношений. Если в начале 1990-х годов законодательство о приватизации выполняло функцию правового обеспечения мощных процессов разгосударствления экономики, создания частного сектора экономики и перехода к созданию рыночной экономики в России, то уже в «нулевые» годы, решив задачу по формированию частного сектора российской экономики, государство переходит к использованию приватизации в целях проведения структурных реформ, сокращения бюджетного дефицита, поиска оптимальных форм управления публичной собственностью.
Приватизация в России сегодня, конечно же, разительным образом отличается от модели приватизации 1990-х гг., которая вошла в современную российскую историю не только своими масштабами, но и своим «вольным» отношением к законности. Законодательно оформленный переход к новому пониманию приватизации как эффективному инструменту экономической политики был обозначен принятием Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с приватизацией государственного имущества.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие приватизацию государственного имущества, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение целей, правовых основ и практики осуществления приватизации государственного имущества.
Задачами работы ставится:
• исследовать понятие приватизации государственного имущества;
• изучить цели и развитие приватизации государственного имущества;
• рассмотреть способы приватизации государственного имущества;
• проанализировать проблемные аспекты приватизации государственного имущества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основные положения о приватизации государственного имущества
1.1. Понятие приватизации государственного имущества
Глава I ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит, как следует из названия, общие положения о приватизации государственного и муниципального имущества (далее по тексту комментария - публичное имущество). В данной главе дано определение понятия «приватизация», используемого в комментируемом Законе.
Стоит отметить, что законы Российской Федерации о приватизации государственного имущества не являются феноменом, заимствованным из западной доктрины, направленной на реконструкцию постсоветского пространства Восточной Европы, как принято считать благодаря латинской этимологии слова (лат. privatus - частный).
В 1739 году в Российской империи был принят Берг-регламент, существенно дополнявший Берг-привилегию 1719 года. Новый Регламент провозглашал передачу всех казенных заводов частным компаниям и предпринимателям. Таким образом, опыт первой приватизации в России относится к XVIII столетию и имел достаточно позитивные последствия, в том числе в части многократного роста металлургической промышленности, сделавшего железо одной из ведущих экспортных статей дохода бюджета в указанный период.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является третьим по счету законом, принятым в Российской Федерации с того момента, когда была открыта возможность приватизации публичного (государственного и муниципального) имущества постсоветского периода. Развитие в регулировании приватизационных отношений как массового явления 1990-х годов двадцатого столетия, пройдя через свой пик к началу 2000 годов, достигло баланса в регулировании публичного и частного интересов с принятием настоящего Федерального закона в 2001 году.
Представляется, что дальнейшее развитие регулирования приватизационных отношений должно произойти с изменением экономической модели хозяйствования в Российской Федерации: либо в сторону увеличения частного сектора в тех отраслях экономики, что относятся к производственным, либо с закреплением государственного присутствия в экономике в большинстве отраслей. Сам процесс государственного присутствия представляется избыточным, снижающим конкурентные возможности реализованной в настоящее время экономической модели.
Ретроспектива развития приватизационных отношений в современной России требует указать на то обстоятельство, что первоначальные возможности приватизации предполагались двумя способами - возмездным и безвозмездным.
В первом случае ординарным средством платежа выступали денежные средства (споры о законности источников происхождения которых не утихли и до настоящего времени), а во втором - приватизационные чеки (ваучеры), являющиеся ценными бумагами, а также иные суррогатные платежные средства, засчитываемые в качестве эквивалента платежу (например, это мог быть трудовой стаж работника на приватизируемом предприятии).
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет исключительно возмездную основу приватизационных сделок. Само уравнивание правовых режимов имущества, приобретенного на возмездной основе, и имущества (долей в имуществе, долей в праве на управление имуществом), приобретенного посредством сделок, платежным эквивалентом в которых выступали не денежные средства, очевидно, преследует цель реализации принципа правового равенства. Однако достаточной такую реализацию следует признать лишь при полном вытеснении из регулирования самой возможности приватизации публичного имущества иными способами, нежели возмездное отчуждение.
Кроме того, само обстоятельство возмездности сделок приватизации предполагает вынесение на обсуждение вопроса о том, самостоятельная ли это отрасль права либо институт гражданского законодательства. Однако именно в главе I ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определено место приватизационного законодательства как самостоятельного института в сфере государственного и муниципального управления благодаря нормам, определяющим компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (далее также - публично-правовые субъекты, образования). В то же время характер и цели осуществляемого отчуждения имущества, находящегося в публичной собственности, процедуры, направленные на выявление справедливой цены отчуждаемого имущества, характеризуют публичного собственника, производящего отчуждение, как рачительного хозяина. Это означает, что публичный собственник не только преследует цель достижения социального блага при эффективном управлении публичной собственностью в результате ее отчуждения в частную, но и заинтересован в сохранении собственного экономического интереса.
Приведенные качества общих положений ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» позволяют в целом прийти к выводу о том, что содержащиеся в нем нормы должны быть интегрированы в законодательство о государственно-частном партнерстве. Вероятно, по мере совершенствования регулирования правоотношений, связанных с приватизацией публичного имущества, данная инкорпорация норм произойдет, в результате чего появится общий нормативный правовой акт, регулирующий имущественные отношения, связанные с созданием, использованием и отчуждением публичного имущества, главным действующим субъектом применительно к которому будет выступать частноправовой субъект. В настоящее время основу для таких предположений создает единство отдельных принципов, используемых как в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так и в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О концессионных соглашениях».
Очевидна соотносимость в приведенных законах использования принципов открытости, принципа равенства и принципа профессионализма. Последний, не являясь вербализованным непосредственно в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», тем не менее фактически присутствует в регулировании, поскольку субъектный состав публичной стороны приватизационного правоотношения не предполагает обратного.
Итак, глава I ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» закрепляет дефиницию приватизации публичного имущества, принципы, по которым она происходит, статус участников отношений: покупателей и органов публичного управления, выступающих продавцами либо делегирующих полномочие по продаже публичного имущества, и устанавливает сферу действия комментируемого Закона.
Непосредственно ст. 1 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дает определение дефиниции «приватизация государственного и муниципального имущества». Под ней названная норма понимает возмездную сделку по отчуждению имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (публичного имущества), в собственность физических или юридических лиц. По существу сделка приватизации в данном определении представляет собой возмездное отчуждение публичной собственности в частную.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
4. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4148.
5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
7. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4350.
8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.
9. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3615.
10. Федеральный закон от 11.07.2011 N 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4292.
11. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
12. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785.
13. Указ Президента РФ от 30.09.2010 N 1190 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «ИНТЕР РАО ЕЭС» // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 5045.
14. Указ Президента РФ от 22.11.2012 N 1565 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» // Собрание законодательства РФ, 26.11.2012, N 48, ст. 6664.
15. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. N 191. 27 августа.
16. Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе» // Собрание законодательства РФ, 19.08.2002, N 33, ст. 3229.
17. Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3595. Утратил силу.
18. Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, N 27, ст. 927. Утратил силу.
19. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 30, ст. 416. Утратил силу.
20. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.1990, N 30, ст. 418. Утратил силу.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, 2004.
22. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Российская газета, N 8, 11.01.1992.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015.
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ, N 6, июнь, 2010.
25. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Российская газета, N 8, 11.01.1992.
26. Определение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 310-КГ17-22325 по делу N А35-470/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2015 г. N Ф08-609/2015 по делу N А32-17923/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2018 г. N Ф01-2049/2018 по делу N А43-3332/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2016 г. по делу N А56-26513/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2016 г. N Ф09-9455/16 по делу N А50-23146/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2017 г. N 305-КГ17-10748 по делу N А40-153892/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2014 N Ф07-7550/2014 по делу N А05-1615/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление ФАС Уральского округа от 15.08.2013 N Ф09-6809/13 по делу N А60-43507/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2017 г. по делу N А33-14784/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Богданов Е.В. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция. 2000. N 4. С. 7.
36. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Монография / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: НОРМА, 2017
37. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 75.
38. Грищенко Л.Л., Мартынов Д.В. Рейдерство как современная угроза интересам бизнеса // Безопасность бизнеса. 2018. N 3. С. 23;
39. Елагин Р.И. Правовое регулирование приватизационных процессов государственных и муниципальных предприятий в РФ. М., 2010. С. 67.
40. Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. С. 205.
41. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: Монография. М.: РГУП, 2017. С. 127.
42. Козлов А.Ю. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе возмездного отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 17.
43. Козырин А.Н. Законодательство о приватизации жилых помещений в Республике Беларусь и Российской Федерации // Публично-правовые исследования. 2015. N 4. С. 2.
44. Кондратьев В.А. Конкурс как форма торгов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 172.
45. Коновалов А.В. Действие принципов права и их роль в формировании правопорядка // Lex russica. 2018. N 10. С. 9.
46. Лисицын-Светланов А.Г. Развитие науки «энергетическое право» в России // Энергетическое право. 2015. N 2. С. 12.
47. Майборода В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС КонсультантПлюс. 2019.
48. Мозолин В.П. Восемь лет спустя // Законодательство и экономика. 2012. N 10. С. 7.
49. Осипенко О.В. Информационные права акционеров: новеллы корпоративного законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 2. С. 82
50. Подмаркова А.С. Преимущественное право при приватизации: pro et contra // Закон. 2019. N 1. С. 188.
51. Публичные финансы и финансовое право: Сб. науч. трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 674 с.
52. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. С. 351.
53. Симонян Г.Р. Общегосударственное значение вопросов исключительного ведения Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 21. С. 28.
54. Сухарев О.С. Институциональная теория приватизации-национализации активов // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2015. Т. 7. N 1. С. 59 - 78.
55. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность публично-правовых субъектов: деликты общего характера // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 5.
56. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография / А.И. Галкин, С.Г. Еремин, Г.М. Кадырова и др.; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014. С. 33.
57. Чарахчьян Д.В. Административно-правовые механизмы реализации публичных интересов в процессе приватизации в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.