Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Впервые теоретическое обоснование применения наглядности было дано Ян Амос Коменским (1592-1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [18].
Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712-1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится.
Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике и на внеклассных занятиях [5].
Работа с геометрическим материалом на уроках математики повышает уровень общего психологического развития детей, способствует повышению интеллектуального уровня личности младшего школьника. Постоянно на уроках формируются такие приемы умственных действий, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация, абстрагирование. Систематические и разнообразные практические упражнения формируют измерительные и графические навыки детей, что также способствует их общему развитию.
Таким образом, необходимость использования наглядного материала в развитии интереса к урокам математики у младших школьников и недостаточная освещенность этого вопроса в методической литературе определяют актуальность данного исследования [20].
В связи с этим возникает проблема исследования: каковы условия формирования интереса у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс формирования интереса у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использование наглядных пособий на различных этапах урока математики в начальных классах.
Гипотеза исследования: можно предположить, что формирования интереса у младших школьников на уроках математики будет успешным, если:
- на уроках будет использоваться наглядный материал;
- наглядный материал будет применяться на разных этапах урока (устный счет, актуализация знаний учащихся, знакомство с новым материалом, повторение и закрепление изученного материала).
Исходя из цели, гипотезы нашего исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить и описать теоретические вопросы использования наглядности на уроках математики в начальной школе;
- рассмотреть элементы геометрии в обучении младших школьников;
- охарактеризовать методические особенности организации практической деятельности по использованию геометрического материала;
- проанализировать и описать результаты экспериментальной работы.
В ходе исследования были использованы теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, сравнение, описание.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Теоретические вопросы использования наглядности на уроках математики в начальной школе
Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей.
Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств”. Он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, рассказа и так далее [1].
Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления. Указанной проблеме Вахтеров посвятил специальное педагогическое сочинение под названием «Предметный метод обучения». Он показал, какие интересы и способности развивает у детей наглядное обучение, определил наглядное обучение в начальной школе фундаментом, на котором зиждется развивающее обучение. В данном педагогическом труде Вахтеров стремился показать взаимосвязь дидактики с частными методиками обучения [7; 15].
Наглядность это один из компонентов цело
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. Н.Б. Истоминой.– М. – Воронеж: Институт практической психологии, 1996. – 224с.
2. Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М.: «Райл», 2007. – 96с.
3. Житомирский В. Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – Издательство Москва-Педагогика. – 1994
4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математике в 1 классе. – М.,1994.
5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математике во 2 классе. – М., 2015.
6. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Ж-л «Начальная школа». – №3, 1996.
7. Григорян Н.В. Математика в начальной школе. 1-4 класс. Вместе с родителями. – СПб.: Нева, 2011. – 144с.
8. Зайцев В.В. Математика для младших школьников.. – М.:Владос, 2011. – 72с.
9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2017. – 288с.
10. Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. – М.: Линка-Пресс, 2011. – 64с.
11. Колягин, Ю.М. Наглядная геометрия в начальных классах // Начальная школа. – 1996. – №9. – С. 70-73.
12. Кудряшова Л.А. Изучаем геометрию // Начальная школа. – №3, 2015.
13. Левитас Г.П. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М.: Илекса, 2012. – 56с.
14. Нешков К.И., Пышкало А.М. Математика в начальных классах. /Под ред. Маркушевича А.И. – М.: Просвещение, 2017. – 136с.
15. Поуходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников // «Начальная школа». – №1, 2018.
16. Хуторской А. В. Современная дидактика: [учебник для вузов] / А. В. Хуторской. – С.-Пб.: Питер, 2019. – 544 с.
17. Царева С.Е. Величины в начальном обучении математике. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. – 448с.
18. Шадрина И. В. Обучение математике в начальных классах: [пособие для учителей, родителей, студентов педвузов] / И. В. Шадрина. – М.: Школьная пресса, 2013. – 144 с.
19. Шадрина, И.В. Принцип построения системы обучения младших школьников элементам геометрии //Начальная школа. – 2001. – №10. – С. 37-46.
20. Шарыгин И.Ф. Математика. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, (Большая библиотека «Дрофы»), 2014. – 304с.