Фрагмент для ознакомления
2
4. Развитие языкового анализа и синтеза Работа над звуко-буквенным и слоговым составом слова
1. Формировать (развивать) умение дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог».
2. Формировать (развивать) умение выделять гласные и согласные звуки и буквы в рядах звуков, слогов, слов.
3. Формировать (развивать) умение определять место звука и слога в слове (начало, середина конец).
4. Формировать (развивать) умение определять последовательность звуков и слогов в словах.
5. Формировать (развивать) умение определять количество звуков и слогов в словах.
6. Формировать (развивать) умение дифференцировать гласные звуки и буквы 1-го и 2-го ряда.
7. Формировать (развивать) умение дифференцировать понятия «гласный» - «согласный».
8. Формировать (развивать) умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
9. Формировать (развивать) умение образовывать мягкие согласные при помощи гласных 2-го ряда и «Ь».
10. Формировать (развивать) умение дифференцировать звонкий и глухой согласный.
11. Формировать (развивать) умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ односложных, двусложных, трёхсложных и четырёхсложных слов.
12. Формировать (развивать) составлять слова из букв, слогов.
13. Формировать (развивать) умение подбирать слова на заданный звук, слог.
14. Формировать (развивать) умение составлять слова с определённым количеством букв, слогов.
Работа над словом
1. Формировать (развивать) умение дифференцировать понятия «звук», «слог», «слово».
2. Формировать (развивать) умение подбирать, находить в тексте и дифференцировать слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета.
3. Формировать (развивать) умение правильно употреблять в речи предлоги.
Работа над предложением
1. Формировать (развивать) умение выполнять структурный анализ предложений:
выделять заданное слово и определять место слова в предложении;
определять количество и последовательность слов в предложении;
составлять графические схемы предложений;
составлять предложения с определенным количеством слов.
2. Формировать (развивать) умение определять границы предложений в тексте, представленном в устной и письменной форме.
Формировать (развивать) умение применять изученные орфографические правила на практике
5. Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи 1. Обогащать словарный запас по лексическим темам: времена года, одежда, обувь, головные уборы, дикие и домашние животные, птицы и др.
2. Формировать (развивать) умение дифференцировать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу.
3. Формировать (развивать) умение подбирать синонимы и антонимы; определять значение слов с помощью описания или словаря.
4. Формировать (развивать) грамматическую подсистему речевого умения:
- словоизменение
а) Формировать (развивать) умение дифференцировать существительные ед. и мн. числа.
б Формировать (развивать) умение дифференцировать существительные разного рода (муж., средн.,жен.).
в) Формировать (развивать) умение правильно употреблять в предложениях существительные различных падежей.
г) Формировать (развивать) умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
д) Формировать (развивать) умение согласовывать количественные числительные с существительными.
е) Формировать (развивать) умение дифференцировать предлоги (в, на, под, из, из-за, перед, по, из-под, перед, над).
ж) Формировать (развивать) умение:
дифференцировать глаголы настоящего времени ед. и мн. числа и согласовывать их с существительными;
дифференцировать глаголы настоящего времени по лицам;
согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в числе.
- словообразование
а) Формировать (развивать) умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-).
б) Формировать (развивать) умение образовывать существительные обозначающее профессии с помощью суффиксов – щик-, -чик-, -иц-, -ниц-.
в) Формировать (развивать) умение образовывать относительные (с суф. –ов-, -н-), качественные (с суф. –н-, -лив-) и притяжательные (-ин-) прилагательные.
г) Формировать (развивать) умение образовывать и дифференцировать употребление в речи приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).
- связная речь.
а) Формировать (развивать) умение пересказывать текст с опорой на предметные картинки, вопросный план.
б) Формировать (развивать) умение составлять рассказ – описание (времени года) с опорой на план (графический).
в) Формировать (развивать) умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
г) Формировать (развивать) умение употреблять в речи указатели начала рассказа, его продолжения, конца.
д) Формировать (развивать) умение составлять краткий и выборочный пересказ по плану.
Беседа с родителями
Беседа проходила с родителями Арефьева Егора относительно логопедического диагноза акустической дисграфии.
В процессе беседы было выявлено, что мальчик начал нервничать, часто, возвращаясь из школы, плакал, беспокойно спал, просыпалась со страхом среди ночи.
При опросе выяснилось, что причиной такого нервного состояния были трудности в выполнении письменных заданий. В диктантах или у доски делал много ошибок: писал не те буквы в словах, не соблюдала правильных интервалов между словами, писала их вместе или к одному слову прибавлял начало следующего, а к другому - конец предыдущего. Домашние задания выполнял лучше, несколько раз проверяла с помощью матери.
Мать вспоминает, что в первом классе мальчик быстро выучил буквы, но часто их путал, если произносились сходные по звучанию и произношению звуки. При проверке написанного текста самостоятельно не мог найти своих ошибок. Он очень переживала эти неудачи, так как Его прилежный, способный и внимательный школьник. Но, несмотря на эти его черты, даже родители сначала думали, что мальчик просто таким образом играет и смеется над ними и учительницей. Учительница, наоборот, очень сочувствовала ему и удивлялась, что такой умный и старательный ученик не может научиться правильно писать.
Во время разговора с логопедом Егор охотно рассказал о своих проблемах. Трудностей в усвоении математики, устных предметов у него нет. Но при напоминании о выполнении письменных заданий он быстро сник, а в глазах появились слезы. Однако, когда дали обещание помочь, сразу повеселел и рассказал следующее: с первого класса имел проблемы с письменными работами, запомнил, как пишутся буквы, но не всегда угадывал, где и какую писать, особенно при написании диктанта.
Егора ранее обследовал логопед и обнаружил акустическую дисграфию. Проведенные коррекционные логопедические занятия помогли мальчику преодолеть проблемы с написанием. Уже через месяц Егор почувствовал действительно облегчение при выполнении письменных работ - «буквы меньше путались и стало легче, и быстрее писать».
В процессе беседы были даны следующие основные советы родителям:
1. Своевременно замечать, что ребенок имеет проблемы в написании определенных букв и текстов, и вместе с учителем проанализировать причины такого явления - плохой почерк, невнимательность, медленный темп письма, неправильное написание букв и слов и тому подобное;
2. Обратиться к школьному психологу и логопеду;
3. Получив от логопеда советы, выполнять его задания не менее 15-20 минут ежедневно.
Иногда бывает и такое, что в начале усвоения навыки письма дети не всегда быстро запоминают написание некоторых букв. Но это еще не свидетельствует о наличии дисграфии у школьника. Такое явление может быть при замедленном усвоении навыков письма по разным причинам: особенности личности ребенка, его медлительность, недостаточность двигательных навыков, рассеянность, быстрая истощаемостью, отсутствие интереса к учебе вообще, неусидчивость и тому подобное.
Не надо экспериментировать с собственным ребенком, навязывая ему свои непрофессиональные «тренинги письма».
Любая работа требует знаний и профессиональной подготовки, поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту-логопеду и выполнять его советы.
3. Исследование
Цель исследования: выявление сформированности словаря детей детей младшего школьного возраста ОНР.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы сформированности словаря у младших школьников с ОНР.
2. Выбрать методику исследования.
3. Экспериментально изучить сформированность словаря детей младшего школьного возраста ОНР.
В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 7-8 лет с ОНР.
Для выявления особенностей нарушений словаря у детей нами был проведен эксперимент, целью которого являлось определение структуры нарушения и коррекционных возможностей для его устранения.
Изучение особенностей словаря у детей осуществлялось по методикам Е.Ф. Архиповой (3) «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить сформированность семантических полей.
• методика №1 «Классификация понятий»,
• методика № 2 «Подбор антонимов»
• методика №3 «Подбор синонимов»,
• методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
• методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
1. Методика «Классификация понятий».
Цель: выявить у детей сформированность родо-видовых связей лексических значений.
Материал для исследования: 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.
Инструкция: разложи картинки на 2 группы и назови их.