Фрагмент для ознакомления
2
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова) Задание №1
Вегетативный коэффициент (энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению) – 1,3. Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Суммарное отклонение (индикатор психологического благополучия) – 2. Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настояние оптимистичное.
Задание №2
Счастье-горе (блок базового комфорта) – отклонение
Нарушения в этом блоке свидетельствуют о том, что ребенок не чувствует себя достаточно любимым, принятым. Родители не достаточно проявляют свою любовь (объятия, поцелуи, поддержка, похвала, праздник от общения, который ребенок должен почувствовать кожей). Например, если родители, уставшие, раздраженные после работы срывают свое раздражение на ребенке, и он считает, что его не любят.
Справедливость – обида (блок личностного роста) – отклонение
Часто ребенок чувствует обиду за запрет родителей или наказание за проступок. Необходимо объяснить так, чтобы ребенок понял справедливость наказания или запрета. Если родители что-то не разрешают, а ребенок очень этого хочет, и, поэтому, не соглашается со справедливостью наказания, то нужно предложить альтернативу запрету или предложить сделать это вместе.
Дружба – ссора (блок межличностного взаимодействия) – отклонение
Нарушение в этом блоке свидетельствует о том, что родители не умеют «отдаться» ребенку. Телевидение не должно заменять живое общение, необходимо ежедневно играть с ребенком и выделять время, которое принадлежит только ему. Учить взаимодействовать с другими сверстниками, учить дружить, т.е. понимать другого, делиться. Научить этому можно только собственным примером в общении с ребенком
Доброта – злоба (блок потенциальной агрессии) – отклонение.
Нарушение в этом блоке формирует гнев, враждебность и агрессию, как механизм психологической защиты. Чтобы этого избежать необходимо самим совершать на глазах у ребенка и вместе с ним добрые, хорошие поступки. Проявлять доброту к окружающим, воспитывая подобное подобным. Необходимо содействие с ребенком, доверие, открытость. Беседы о добре и зле, чтение духовно – нравственной литературы.
Скука – восхищение (блок познания) – отклонение.
Скука – монотонное состояние, которое ребенок трудно переносит, необходимо научить ребенка радоваться жизни. Это возможно только через эмоциональное заражение от родителей. Ребенок должен испытывать радость от познания чего–то нового. Нарушения в этом блоке могут привести к формированию злорадства, т.е. злоба может вызывать азартное возбуждение, приносящее эмоциональное удовлетворение. Этого нельзя допускать.
Задание №3 (эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам).
Встречается негативное эмоциональное отношение. Обратить внимание на отношения с учителем.
Социометрическое исследование Статусная группа – «предпочитаемый» (3 выбора).
1 взаимный выбор.
Проективная методика «Рисунок семьи» (Л.Корман)
Расположение членов семьи на листе
Близкое расположение фигур – эмоциональное благополучие в семье.
Анализ особенностей нарисованных фигур
Первая нарисованная фигура – мама. Это может говорить о том, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим.
Себя рисует последней – признак ревности, отсутствия авторитета в семье.
Чрезмерное количество деталей может говорить о скрытом беспокойстве.
Проективная методика «Несуществующее животное» Рисунок: нет проявлений, указывающих на повышенную агрессию, имеющиеся трудности в коммуникативной сфере.
Беседа:
Отсутствие врагов – боязнь агрессии.
Желание: стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.
Методика: «Запоминание 10 слов» (по А.Р.Лурия) – альбом Семаго С первой попытки воспроизводит 5 слов – недостаточный объем произвольной слуховой памяти.
С пятой попытки воспроизводит 8 слов – уровень запоминания находится ниже возрастной нормы.
Отсроченное воспроизведение - 1 слово – уровень долговременного объема запоминания слов находится в пределах ниже возрастной нормы
Методика: Исследование образной памяти (Рыбаков) Соответствующий возрасту объем произвольной зри-тельный памяти (8 картинок)
Методика: «Последовательность событий» (Семаго) Достаточный уровень развития логического мышления. Самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий.
Методика: Исключение предметов (альбом Семаго) Достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Умеет анализировать и обобщать известные ей предметы и явления.
Методика: Исключение понятий (альбом Семаго) Достаточная способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Умеет анализировать и обобщать знакомые ей понятия.
Методика: Дополни набор (Поливанова, Ривина) Сформирована способность к выделению по крайней мере двух существенных признаков и их взаимосвязи
Методика: Выбор по аналогии (Поливанова, Ривина) Способность к установлению отношения между элементами системы (задачи) и переносу этого отношения на другую задачу по аналогии с первой сформирована недостаточно
Методика: Простые аналогии (альбом Семаго) Высокий уровень установления логических связей и отношений между понятиями
Заключение:
По результатам диагностического обследования можно отметить, что уровень актуального развития соответствует возрастной норме.
Наблюдаются нарушения в личностной сфере: низкий уровень школьной мотивации, высокий уровень школьной тревожности, негативное отношение к учителю, неуверенность в себе, стремление к домашней защите и ощущение своей малой значимости в семье.
Так же наблюдаются отклонения в познавательной сфере: недостаточный объем слухоречевой кратковременной памяти, уровень эффективности запоминания слов и уровень долговременного объема запоминания слов находятся в пределах ниже возрастной нормы.
4. Психологические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации родителям по результатам исследования
• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Чаще использовать телесный контакт.
• Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить ее, но так, чтобы он знал, за что.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Создавать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время.
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Доверять ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Последовательность в своих действиях, не запрещать ребёнку без всяких причин то, что разрешали раньше.
Демонстрирование образцов уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить.
Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выбирать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемлённым.
Желательно уменьшить количество замечаний. Для отслеживания всех замечаний в течение дня, которые адресованы ребенку, можно завести блокнот и записывать их. В конце дня станет понятно, что большее количество замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только навредили родителю и ребенку.
Важно показать ребенку как нужно ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
• Проводить больше времени с отцом.
• Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания, умения: анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, сочетать различные предметы по каким-либо общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
• К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
Благоприятный психологический климат и поддержка со стороны родителей в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня его тревожности.
Рекомендации педагогам по результатам исследования
• Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
• Повышать самооценку ребенка: любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
• Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
• Помогать ребенку преодолевать тревогу – давать условия, в которых ему будет комфортно.
• Желательно не ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
• Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
• Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
• Осторожно и дозировано использовать критику. Стараться не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
• По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
• Чаще обращаться к ребенку по имени.
• Хвалить ребенка даже за незначительный успех.
• При объяснении ребенку нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).