Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия все более усиливается внимание к теории и практике стратегического управления в условиях действия новой инновационной идеологии – экономики знаний. Активно ведется поиск стратегических моделей, которые опираются на доминирующую в настоящее время ресурсную концепцию и которые одновременно должны учитывать яркие особенности экономики знаний. В центре внимания остаются такие важнейшие для классического подхода социально-экономические категории стратегии, как уникальные ресурсы организации, потребительские ценности.
С развитием ресурсного подхода и усилением внимания к экономике знаний появляются более новые понятия: ключевые компетенции, динамические способности, знания. Задача интегрированного объединения этих категорий, принадлежащих разным управленческим подсистемам, решается мировым ученым сообществом в немалом разнообразии теоретико-методологических подходов. Вместе с тем затянувшийся процесс поиска адекватной меняющимся условиям методологии стратегического управления хотя и приближает, но сдерживает практическое внедрение новой инновационной модели управления знаниями.
По нашему мнению, экономика знаний и система управления знаниями уже обладают способностью нивелировать многие проблемы в экономической сфере, характерные для прежней традиционной модели управления производством. В силу таких особенностей модели управления знаниями появляется возможность унифицировать многие задачи принятия стратегических решений в условиях экономики знаний, эффективно объединяя инструменты стратегического управления и модели управления знаниями. Методология стратегического управления приобретает унифицированные свойства, что позволяет избежать поиска адекватных меняющимся условиям вариантов стратегических подходов и соответствующих методологий.
Цель данного исследования – стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия – ИП Стрельцова магазин «Продукты».
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
рассмотреть теоретические аспекты стратегического анализа внутренней и внешней среды организаций;
провести анализ внешней и внутренней среды магазина;
оценить конкурентоспособность ИП Стрельцова магазин «Продукты»;
определить направления стратегического развития предприятия ИП Стрельцова магазин «Продукты»;
разработать проект диверсификации бизнеса путем создания кофейни при магазине и оценить его эффективность.
Объект исследования – ИП Стрельцова магазин «Продукты».
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические подходы к стратегическому анализу внутренней и внешней среды предприятия.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам бюджетного планирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют методы системного анализа, историко-логический, графический и экономико-статистический. Также были использованы опросные (анкетирование) и неопросные (наблюдение, анализ первичной отчетности предприятия) методы исследования.
Информационная база исследования представлена статистическими и фактическими данными предприятия: отчетами, планами, прогнозами, материалами бухгалтерии, отдела маркетинга, отдела продаж, отдела сбыта, технического отдела ИП Стрельцова, магазин «Продукты».
Научная новизна работы заключается в развитии подходов к проведению стратегического анализа внутренней и внешней среды организаций. Личный вклад автора в проведенное исследование состоит в разработке стратегического проекта диверсификации бизнеса путем создания кофейни при магазине.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее алгоритмических и методических результатов для совершенствования деятельности ИП Стрельцова, магазин «Продукты» путем диверсификации деятельности на основе проведенного стратегического анализа внутренней и внешней среды организаций.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика ИП Стрельцова, магазин «Продукты»
Основной вид деятельности ИП Стрельцова, магазин «Продукты» (по коду ОКВЭД 46.3) – Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями). Дополнительный: Торгово-закупочная деятельность.
ИП Стрельцова определяет статус Индивидуальный предприниматель Стрельцова А.И., и действует в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ . Форма собственности – частная.
Магазин «Продукты» представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента.
Адрес месторасположения ИП Стрельцова, магазина «Продукты»: город Королев, улица Мичурина, дом 12.
В магазине «Продукты» самообслуживание, что позволяет покупателю самостоятельно выбрать товар с необходимым составом и в удобной, для покупателя, расфасовке.
Следует вспомнить, что самообслуживанием называется такая концепция в торговле, при которой приобретение товаров и услуг производится покупателем самостоятельно, без помощи обслуживающего персонала. Также, магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70% товарооборота магазина, о чем свидетельствуют факты финансовой деятельности ИП Стрельцова, магазина «Продукты».
Социальный эффект от выбранного метода продажи состоит еще и в сокращении затрат времени покупателя на приобретение товаров, повышению культуры торгового обслуживания, улучшению условий труда персонала магазина.
Ассортиментная матрица данного магазина предусматривает широкий и разнообразный ассортимент в разных ценовых сегментах в каждом направлении. Ассортимент товара в магазине насчитывает более 20 тыс. наименований. В магазине производят безналичный, так и наличный расчет.
Покупателями магазина являются люди, покупающие товар для личного использования. Контингентом покупателей являются люди разного возраста, с различным доходом.
Организационная структура данного предприятия имеет вид линейно-функциональной, то есть во главе магазина стоит директор, сосредоточивший все функции управления, и исполнители специализируются на выполнении отдельных видах управленческой деятельности. Функциональные подразделения имеют право давать указать и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящему персоналу (рис. 10).
Рисунок 10 – Организационная структура магазина «Продукты»
Такая структура обеспечивает высокую компетентность специалистов, отвевающихся за конкретные функции, однако иногда возникает некоторая несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками «сверху». В целом, применение такой структуры является наиболее правильным способом распределения полномочий и обязанностей .
Магазин «Продукты» разбит на 4 основных отдела, в которых находятся более мелкие подотделы. Это промышленные товары, гастрономия и скоропортящиеся продукты, продовольственная продукция, алкогольные напитки и овощной отдел.
Также в деятельности магазина действует единая система скидок по дисконтным картам. Оформление всех магазинов исполнено в едином фирменном стиле. Магазин постоянно обновляет ассортимент, предлагает новинки, также продавцы размещают товары таким образом, чтобы покупатели тратили минимум своего времени. Заботясь о своих покупателях в магазине «Продукты» проводит удобную ценовую политику и предоставляет дополнительные скидки.
И как еще один положительный аспект, в том, что каждый месяц покупателям предоставляются всевозможные скидки на разные группы товаров. В выходные регулярно проводят промоакции, на которых покупателям предлагают продегустировать и дать оценку рекламируемому продукту. Промоакции проводят для того, чтобы покупатель при приобретении данного продукта имел полное представление о его вкусовых качествах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу от 26.11.2019 № 378-ФЗ) // [Электронный режим]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881.
2. Анализ положения бизнеса и разработка его успешной стратегии / Филь А.Р., Арушанян Д.А. // Матрица научного познания. – 2019. – № 3. –
С. 81-88.
3. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / под ред. В.И, Бариленко. – М.: Издательство «Омега-Л», 2015. – 414 с.
4. Андрющенко А.С. Маркетинг внутренних и внешних факторов компании / Андрющенко А.С., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. // Наука Красноярья. – 2017. – Т. 6. – № 33. – С. 48-55.
5. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Арутюнова Д.В. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. – 122 с.
6. Баданина С.В. Роль системы мотивации персонала в повышении эффективности бизнеса / С.В. Баданина // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – №4-1. – С. 20-26.
7. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ/ Л.Е. Басовский. – М: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
8. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 72-85.
9. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг: учеб. пособие / Бородушко И.В., Васильева Э.К. –СПб.: Питер – М., 2016. – 192 c.
10. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учеб. пособие / Л.А. Брагин. – М.ИНФРА-М, 2016. – 313 с.
11. Бубнова Г.В. Цифровая логистика: Инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов / Г.В. Бубнова, Б. А. Левин // International Journal of Open Information Technologies. Сер. Экономика и экономические науки. – 2017. – №11. – С. 7-14.
12. Веснин В. Теория организации и организационное поведение: учебник / В.Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 470 с. – (Серия: Несерийное издание).
13. Внешняя и внутренняя среда организации / Баймуханова И.К., Никитина Н.В. // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2019. – № 2. – С. 4-8.
14. Гвозденко А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях: учеб. пособие / А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – № 2. – С. 144-156.
15. Данилова Н.Ф. Экономический анализ деятельности предприятия: курс лекций / Н.Ф.Данилова. – М.: Экзамен, 2015. – 189 с.
16. Зайцев М. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы: учеб. пособие / Михаил Зайцев, Сергей Варюхин. – М.: Дело РАНХиГС, 2015. – 640 с. – (Серия: Учебники Президентской Академии).
17. Зайцева Т. Главное на пути – найти нужный коридор: коридор результативности. – Ч. 2. – Нормативно-целевой подход к управлению людьми в процессе труда / Т. Зайцева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016 – № 12. – С. 72-78.