Фрагмент для ознакомления
2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10
1. Общая характеристика образовательного учреждения 10
2. Диагностика общения и межличностных отношений обследуемого коллектива группы 14
3. Формирование групповой сплоченности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Целью практики является овладение необходимыми компетенциями, систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, а также сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Задачами Практики выступают:
1) формирование концепции выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой;
2) привлечение и использование информационных ресурсов конкретной организации – места прохождения практики для написания практической части выпускной квалификационной работы;
3) сбор и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной работы, приобретение навыков по их обработке и анализу, включение материалов в основные разделы исследования;
4) определение проблемной зоны для данного предприятия на основе анализа результатов его деятельности и подтверждение актуальности темы выпускной работы;
5) разработка отдельных предложений и идей по совершенствованию деятельности предприятия для последующего использования при написании ВКР;
6) получение и обобщение данных, подтверждающих выводы и основные положения выпускной квалификационной работы, апробирование ее результатов и предложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика образовательного учреждения
Опишем основную нормативную документацию, регламентирующую работу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна» [2].
1) Устав образовательной организации от 29.12.2020 г. Документ содержит несколько разделов: основную информацию об образовательном учреждении, предмет, цели и виды деятельности учреждения, описание организации образовательного процесса, содержания образования, виды реализуемых образовательных программ. Кроме того, устав содержит перечень прав и обязанностей участников образовательных отношений. Отдельный раздел «Управление Учреждением» содержит перечень компетенций, прав заведующего Учреждением, описание его ответственности. В данном разделе представлен регламент работы «Общего собрания работников Учреждения» и «Наблюдательного совета». Присутствует описание функций и прав Учредителя. Отдельным разделом представлено имущество и финансово-хозяйственная деятельность учреждения, а так же порядок принятия локальных актов учреждения. Заключают Устав разделы «Реорганизация и ликвидация учреждения» и «Заключительные положения».
Согласно Уставу основной целью деятельности, для которой создано учреждение, является образовательная деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2) Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 26.02.2019 – действует.
3) Свидетельство о государственной аккредитации от 24.03.2021 г. Данный документ дает возможность образовательной организации осуществлять образовательную деятельность.
4) Правила внутреннего распорядка обучающихся от 26.03.2021. Документ содержит разделы: общие положения, порядок прихода и ухода, режим образовательного процесса, обеспечение безопасности, здоровье обучающихся, внешний вид и одежда обучающихся, права и обязанности обучающихся, защита обучающихся, заключительные положения.
5) Правила внутреннего трудового распорядка от 16.10.2018 г. Документ содержит разделы: общие положения, порядок приема и увольнения работника, отказ в приеме на работу, увольнение работников, основные права и обязанности и ответственность администрации Учреждения, права, обязанности и ответственность работников, режим работы и время отдыха, оплата труда, заключительные положения.
6) В том числе нами изучены локальные акты образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся и режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и родителями.
2. Диагностика общения и межличностных отношений обследуемого коллектива группы
Диагностика межличностных отношений организована во 2 «Н» классе, 25 человек. В качестве диагностических методик выбираем «Два домика» И.Вандвик и П. Экблат [1].
1) Методика «Два домика» проводится индивидуально. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, а другой – маленький, невзрачный. Методический материал представлен на рисунке 1.
Инструкция: исследователь показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В большом домике много разных игрушек, книжек, а в маленьком – игрушек нет. Представь себе, что большой домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своего класса ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в маленький домик».
После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в большой дом, и тех, кого он хочет поселить в маленький домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в большом и маленьком домиках.
Наглядно результаты диагностики представим в виде социограммы. На рисунке 2 с целью четкости прослеживания связей представим только положительные выборы (красный цвет) и положительные взаимовыборы (оранжевый цвет).
Рисунок 2. Положительные выборы и взаимовыборы
Проведем визуальную оценку социограммы. Взаимовыборы позволяют сделать вывод о наличии нескольких микрогрупп в коллективе, лидерами которых являются испытуемые 1, 10, 12, 17 и 4. В коллективе много парных взаимовыборов, то есть ребята дружат парами. Особо выделяется такая пара 21-22. Данные дети дружат в основном по-интересам, посещают одни секции в микрорайоне. Так же часть ребят являются соседями и дружили до школы. Испытуемый 23 очень общительный, ладит со всеми, но ни в одну из микрогрупп не входит. Дети, которых никто не выбирает – отсутствуют. Это говорит о том, что изолированных в классе нет. Но, при этом, есть дети, которые сами не делают положительных выборов: 5 и 11. Эти ребята достаточно замкнуты, имеют определенные проблемы в сфере общения. Для дальнейшего анализа сплоченности коллектива рассмотрим отрицательные выборы и взаимовыборы ребят (рисунок 3). Отрицательные выборы отмечены голубыми стрелками, отрицательные взаимовыборы фиолетовым цветом.
Подсчитаем коэффициент групповой сплоченности (n - количество испытуемых):
С = /(0,5n(n-1)) = 25/(0,5*25*(25-1)) = 25/300 = 0,08. Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности. В данном коллективе сплоченность низкая. Количественные данные из таблицы 10 с целью дальнейшего сравнения на этапе контрольного эксперимента представим на диаграмме (рисунок 4).
Используя рисунок 2 и 4 составим социограмму-мишень (рисунок 5). На рисунке 5 отразим влияние гендерного фактора на формирование внутренних микрогрупп и связей: красными кругами обозначены девочки, синими треугольниками – мальчики.
Из рисунка 5 видим, что в классе две «звезды» - формальный (12) и неформальный (4) лидеры. При этом у испытуемого 4 больше положительных выборов и взаимовыборов, чем у формального. Большинство ребят опадают в круг предпочитаемых – их выбирают, и они сами делают выборы. Испытуемые 7, 23, 21, 24 – игнорируемые – эти ребята совершают положительные выборы, но их не выбирает никто. Такие дети находятся в «группе риска» и нуждаются в психологической поддержке и коррекции ситуации. Позитивным является факт отсутствия изолированных детей – тех, которые не связаны положительными выборами с коллективом.
3. Формирование групповой сплоченности
С целью формирования групповой сплоченности нами составлен и реализован в группе испытуемых цикл занятий «Дружба». Занятия проводились в рамках внеурочной деятельности по договоренности с администрацией образовательного учреждения со всем классом. Время проведения каждого занятия – 30 минут. Количество занятий в неделю – 3. Занятия проводились в течение двух недель. Тематическое планирование и содержание занятий представлено в таблице 11.
2. Тренинга «Путаница» [3]
Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.
План тренинга
Приветствие:
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй. Отлично!
А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас. Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.
Погружение:
А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи. Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.
А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды. И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.
Строй
Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее. С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух? И с этим справились! Отлично!
Путаница
А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.
Ботинки
Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя. Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.
Почеши спинку
Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше – внешний, другой поменьше – внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.
Обобщение:
А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.
1) Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
2) Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
3) Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
4) Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
5) Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
6) Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
7) Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха. Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.
Итоги:
Настало время подвести итоги. Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше. Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы – команда. Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе? Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему. Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»
После реализации цикла занятий «Дружба» проведена контрольная диагностика микроклимата в классном коллективе с использованием той же методики. Результаты контрольной диагностики с помощью методики «Два домика» представлены в таблице 12.
Наглядно результаты диагностики представим в виде социограммы. На рисунке 6 с целью четкости прослеживания связей представим только положительные выборы (красный цвет) и положительные взаимовыборы (оранжевый цвет).
Рисунок 6. Положительные выборы и взаимовыборы на этапе контрольного эксперимента
Проведем визуальную оценку социограммы. Взаимовыборы позволяют сделать вывод о том, что количество членов микрогрупп увеличилось. Дети, которых никто не выбирает – по-прежнему отсутствуют. Это говорит о том, что изолированных в классе нет. Детей, которые сами не делают положительных выборов, теперь так же нет. Данные результаты говорят о том, что у испытуемых 5 и 11 появился определенный круг общения. Для дальнейшего анализа сплоченности коллектива рассмотрим отрицательные выборы и взаимовыборы ребят (рисунок 7). Отрицательные выборы отмечены голубыми стрелками, отрицательные взаимовыборы фиолетовым цветом.
Согласно рисунку 7 видим, что конфронтацию группы 1-2-8-10 с испытуемым 5 теперь не столь явно выражена. В целом у испытуемого 5 количество негативных выборов и взаимовыборов уменьшилось. Остались лишь негативные взаимовыборы у участника 21 с 14 и 18 испытуемыми. Ученик под номером 22 вышел из конфликта. Количество положительных и отрицательных выборов у каждого испытуемого представим в таблице 13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках педагогической практики мы овладели необходимыми компетенциями, систематизировали, обобщили и углубили теоретические знания, а также собрали материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Нами сформирована концепция выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой; привлечены и использованы информационные ресурсы конкретной организации – Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна»; собран и обобщен материал по теме выпускной квалификационной работы, приобретены навыки по его обработке и анализу.