Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Подготовка обзора литературы по теме ВКР.
Пройдя путь от первых отраслевых и научных журналов до современных трансмедийных проектов, просветительские медиа в мире и России постепенно стали важным и влиятельным общественным явлением. С появлением Интернета и доступа к огромному количеству информации их появилось ещё больше, поэтому сейчас можно говорить о большом скачке в их развитии. Переход медиапространства в международную виртуальную сеть стал новым витком в развитии информационных технологий. Согласно диссертационной работе В. А. Парафоновой, «в России возрождается индустрия, которая немыслима без развития науки, а значит, научно-технической информации. На науку обращает внимание молодежь, а это значит, что рано или поздно возникнет и насущная потребность популяризации научных знаний в самой доступной журнальной периодике» [Парафонова, 2016].
Просвещение становится в каком-то смысле модным: в последнее время появляется большое количество онлайн и оффлайн лекториев, на которых ученые понятным языком рассказывают о научных теориях, на полках книжных магазинов появляются написанные учеными книги в жанре «нон-фикшн», в кинотеатрах идет документальное кино, создаётся все больше просветительских СМИ. Профессия журналиста и медиаработника становится интереснее, причём интерес перемещается с технической составляющей на этическую.
Однако современные образовательные медиа-проекты и просветительская журналистика нуждаются в систематизации, классификации по жанрам, в выявлении их характеристик и особенностей. СМИ в Интернете постоянно развиваются, а это неизбежно ведет к появлению новых жанров и форматов, изменению старых, а также их смешению.
Данная тема является достаточно актуальной, так как сегодня одна из важнейших ролей в развитии культуры принадлежит СМИ. В современном обществе масс-медиа являются важным и эффективным инструментом распространения культурных ценностей и проводником культурно-просветительского контента, способствующего сохранению ценностей и традиций национальной культуры и русского языка. Важно и то, что современные просветительские СМИ сейчас привлекают к себе значительное внимание – они собирают большую аудиторию, их читает все больше и больше людей, появляется уже упомянутая мода на просвещение. Однако вместе с этим и трансформируется контент – сегодняшние просветительские СМИ очень сильно отличаются от вчерашних, порой может сложиться впечатление, что сам контент больше ориентирован на развлечение, нежели на выполнение просветительских задач.
Для начала необходимо понять разницу между «просвещение» и «просветительство». Многие авторы разграничивают данные понятия, и их точки зрения можно условно разделить на несколько групп. Первая группа, которую составляет большинство исследователей, таких как И. И. Лещиловская, А. П. Валицкая, Н. П. Берков и другие, полагает, что Просвещение - это определенный этап в процессе формирования культуры нового исторического типа. Другая группа ученых убеждена, что Просвещение - это объективно буржуазная идеология [Тюрикова, 2005].
Таким образом, мы определили просвещение как определенный этап в просветительском движении периода перехода от феодализма к капитализму, в процессе формирования культуры нового исторического типа и обусловленный складыванием наций. Тогда как просветительство - это идеологическое течение определенной исторической эпохи, характеризующееся антифеодальной направленностью, устремленностью его представителей к искоренению социальной несправедливости, церковного мракобесия, философского мистицизма. Просветительство более широкое понятие, оно включает в себя и само просвещение, которое, в свою очередь, является его составной частью.
Само понятие просветительской журналистики появляется вместе с первыми журнальными изданиями. В самом широком смысле ее можно определить как «деятельность, связанную с расширением кругозора людей, распространением знаний, норм, ценностей, воплощенных в произведениях духовного творчества» [Суворова, 2006]. Иными словами, просвещение ориентировано на повышение культурного уровня социума и его развития на основе гуманистических принципов. Эта отрасль журналистики носит интегральный характер, имеет сложную структуру и реализуется сразу в нескольких аспектах общественной жизни.
При рассмотрении просветительской функции журналистики в контексте различных исторических эпох следует отметить, что в ней могут актуализироваться, в зависимости от исторической ситуации, разные контексты. В зависимости от выбранного направления меняется характер и степень реализации ее просветительской функции. Следовательно, и социальная роль журналистики в просвещении аудитории может быть разной.
Российская просветительская журналистика берет свое начало со времен правления Екатерины II. Именно она заложила основы просвещения, способствуя выпуску журналов. В период её царствования впервые появляются частные издания, а издательская деятельность становится занятием благородным и благодарным. В Европе «Просвещением» было названо движение в духовной области, связанное с социально-экономическими и политическими достижениями. Главным лозунгом прогрессивных сил Европы тех времен стала формула − «Просвещение с помощью света разума». Благодаря путешествиям, а также популярной в тот период переписке между первыми лицами государств, активной международной книжной торговле и набирающей обороты переводческой деятельности новые идеи получили широкое распространение.
Период Просвещения совпал с периодом становления и последующего расцвета журнальной периодики. Большинство исследователей-историков усматривают в этом определенную закономерность. Учитывая, что в те годы властителями дум, искателями источника новых знаний и смысла жизни были прежде всего философы и писатели, то роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно.
История развития средств массой информации показывает, что просветительская функция журналистики связана с ее деятелями. Лучшие представители часто ставили перед собой основную задачу – просвещение народа, популяризацию русского языка, родной истории и др. Опыт этого периода показал, что лучшим средством для пропаганды собственных взглядов, идей и мировосприятия может стать периодическое издание. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию.
Просветительская функция журналистики является вторичной по отношению к информационной. Поэтому для ее проявления в системе журналистского знания потребовалась определенная культурно-историческая база. Процесс накопления, дифференциации и передачи знания отчетливо проявился в расширении диапазона информации самой журналистики, в эволюции ее материально-технической базы, профессионализации, типологии, связях с аудиторией и общественностью. Обозначенные процессы накопления, передачи и дифференциации знания тесно переплетаются с состоянием и развитием общества и потребностей ее членов. Журналистика всегда делала шаг навстречу этим потребностям и «просветительская функция во многом определяла прочность связи журналистики с аудиторией» [Жирков, 2003].
В журналистике понятие «просветительский» приобрело устойчивой значение. Как правило, оно используется совместно с термином «культура», поэтому обоснованно будет говорить о культурно-просветительской журналистике.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, с которой столкнулось человечество: количество информационных продуктов, направленных на удовлетворение потребностей общества, находится в стадии активного роста, а возможность их освоения человеком, доступность новых ресурсов оказывается под вопросом. Одной из причин этого противоречия служит воплощение новейших информационных продуктов в разных искусственных и естественных языках. Вопрос о том, как сделать достижения культуры всеобщим достоянием, имеет принципиальное значение. Журналистика является одной из областей коммуникационной деятельности, обладающей необходимыми возможностями, о чём пишут современные исследователи. Приведём соответствующее утверждение М.Л. Князевой: «В рамках творческой деятельности журналиста стал формироваться такой отдельный вид, который взял на себя обязанность «перевода» важнейших компонентов культурного слоя общественной жизни на язык массовой аудитории и выявления их смысла. Понятие «культурно-просветительская журналистика», зародившееся еще во времена Екатерины II, обретает, таким образом, значение несколько более широкое, чем значение понятия «просветительство», с которым сложившаяся языковая традиция связывает деятельность по распространению знаний» [Князева, 2012].
Таким образом, просветительская функция журналистики формировалась вместе с коммуникативной средой. С развитием науки и техники она стала неотъемлемой частью в реализации необходимых государственных и общественных идей. Появление и развитие радио и телевидения обеспечили ей проникновение на экраны, началось производство тематических программ.
Просветительская функция вторична по отношению к информационной. Для ее проявления уже в системе журналистики потребовалась определенная база – накопление человечеством знаний. Процессы накопления, передачи и дифференциации знаний отчетливо проявились в расширении диапазона информации журналистики, в эволюции ее материально-технической базы, типологии, профессионализации, связях с аудиторией. Важное значение для типологизации журналистики имеет ее дифференциация по областям знания. В системе СМИ функционирует политическая, научная, военная, театральная, медицинская и т.д. журналистика, типы издательств, изданий и передач, существуют такого рода профессиональные специализации.
История журналистики показывает, что ее деятели, лучшие представители всегда ставили перед собой как основную задачу – просвещение народа. Традиция в этом отношении была задана еще духовными публицистами. Она была развита и продолжена, получила воплощение в практике лучших изданий России.
Наконец, процессы накопления, передачи и дифференциации знания тесно связаны с состоянием и развитием аудитории журналистики, ее потребностей. Журналистика всегда шла навстречу этим потребностям. Просветительская функция во многом определяла прочность связи журналистики с аудиторией.
Задание 3. Подбор и анализ кейсов по теме ВКР.
Феномен просветительских медиа на примере проекта «Arzamas».
Arzamas - это некоммерческий проект, популяризирующий гуманитарное знание. Он был запущен бывшим главным редактором журнала «Большой город» Филиппом Дзядко и основателем «Теорий и практик» Данилом Перушевым.
В основе этой платформы лежат курсы, или, как их называют сами авторы, «гуманитарные сериалы», — каждый на свою тему. По четвергам на сайте появляются новые курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке, все опубликованные ранее всегда можно найти в разделе «Курсы»
Все курсы - это сочетание коротких видеолекций, прочитанных учеными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и длинных статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами — всего, что поможет полнее раскрыть тему.