Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы социального обеспечения граждан
Правовой основой социальной политики в Российской Федерации Конституция РФ. В соответствие с Конституцией, Российская Федерация провозглашена социальным государством, наиболее характерные черты которого отражаются в осуществляемой государством социальной политике.
На законодательном уровне следует отметить, что регулирование всего комплекса общественных отношений в социальной сфере невозможно посредством единого системного источника вследствие его отсутствия, что является существенным недостатком.
Конституция РФ прямо закрепляет основные социальные гарантии российского общества, выражающие необходимость создания достойных условий жизни и развития человека. Так, статья 7 Основного закона РФ закрепляет обязательства государства по охране труда и здоровья людей, обеспечению социально незащищенных слоев населения, развитию системы социальных служб и установлению гарантий социальной защиты. Кроме того, социальная защита играет роль не только поддержки социально уязвимых категорий населения, но и выполняет важнейшую национальную задачу формирования имущественного равенства и обеспечения экономической и социальной стабильности.
В связи с этим, социальная защита населения – это защита от рисков на основе всестороннего содействия человеку, прежде всего, со стороны самого государства в решении разного рода проблем на протяжении всей его жизни, такое понимание приобретает ключевое значение, для проводимой в России социальной политики. Сущность социальной политики российского государства заключается в реализации важнейшей функции государства, которая состоит в создании условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Поэтому сфера практического осуществления РФ социальной государственной политики – это человек, который выступает как ее цель, предмет и субъект.
Изменения в социальной сфере связаны не только с фундаментальными изменениями в финансовом секторе, но и с необходимостью преобразования России в социальное государство. Современный уровень развития системы социального обеспечения определяется чертой начала процесса правового регулирования общественных отношений.
Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего государственных, или управомоченных лиц (представитель профсоюза), направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством (например, Гражданским, Жилищным, Трудовым кодексами Российской Федерации).
Статья 2 Федерального закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к законодательству, регулирующему социальную помощь, относит ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; иные федеральных законов; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
К иным федеральным законам можно отнести: Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и т.д.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
С 01.01.2015 вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
Попытка изменения и упорядочения терминологии, применяемой в законодательстве о социальной защите населения, нашла отражение также в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Одной из основных его задач стало приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При этом предполагается также устранить неясность используемых понятий, в частности путем лингвистической, терминологической и (или) юридико-технической правки. Однако реформирование лишь усугубило ситуацию.
Кроме федеральных законов, по вопросам государственной социальной помощи издаются законы субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 27.10.1997. – № 43. – Ст. 4904.
5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 19.07.1999. – № 29. – Ст. 3699.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ:// Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
7. Аполосова В.С. Меры социальной поддержки как форма обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – 2016. – С. 140-146.
8. Ахтемова А.Р. Виды социальных пособий в Российской Федерации // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия: Сборник научных трудов. Под общей редакцией Р.А. Абдуллаева. – 2018. – С. 114-118.
9. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. – 2016. – № 7. – С. 120-123.
10. Ефимова Е.И. Механизм правового регулирования государственных пенсий, пособий и мер социальной защиты в РФ // Верховенство права и правовое государство сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 29-31.
11. Киселев И.Н., Мишина Н.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11-1. – С. 150-153.
12. Торушко Е.А. Развития пенсионной системы в России // Фокус знаний. – 2019. – № 1 (1). – С. 17-22.
13. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь // Инновационные технологии в образовании и науке. – 2017. – С. 260-263.