Фрагмент для ознакомления
2
Классификация методов языкознания
1. Понятие классификации. История классификации методов языкознания.
2. Общие философские принципы научного познания (стратегические методологемы) в лингвистическом исследовании.
3. Существующие классификации методов языкознания.
Методы сравнительно-исторического и типологического языкознания. Методы ареальной лингвистики
1. Описательный метод.
2. Исторический метод.
3. Сравнительно-исторический метод.
4. Сопоставительный метод.
5. Методы ареальной лингвистики
1.Понятие классификации. История классификации методов языкознания
Классификация (лат. classis— разряд и facere — делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.) классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений, общественно-экономических формаций или классификация книг в книгохранилище).
Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называется естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но, возможно, несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.
Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым). Классификация по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии). Классификация является обычно результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификации.
Наиболее распространенной является периодизация, выделяющая 6 основных этапов.
1. Первый или начальный этап от VI века до нашей эры до XVIII века. В этот период языкознание еще не было собственно наукой. Теории, которые относятся к современным языковедческим теориям, входили тогда в состав философского знания. Но именно в это время были сформулированы самые значимые вопросы языкознания, во многом сформировалась лингвистическая терминология и осваивался значительный фактический материал.
2. Второй этап – это этап возникновения сравнительно-исторического языкознания. Этот этап намного короче первого – от конца XVIII до начала XIX века. Но именно на этом этапе языкознание стало самостоятельной наукой: были определѐны объект и предмет лингвистических исследований, были выработаны методы анализа языкового материала.
3. Третий этап называется этапом рассвета сравнительно-исторического языкознания. Всѐ то, что было заложено на втором этапе, нашло своѐ отражение в многочисленных школах лингвистики XIX века (прежде всего, натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления).
4. Четвертый этап хронологически относится к концу XIX – началу XX века. Это период нео- или младограмматизма и социологии языка, период, отмеченный критикой сравнительно-исторического метода, господствовавшего в течение всего девятнадцатого столетия. Этот этап подготовил почву для формирования структурного метода в языкознании XX века.
5. Пятый этап – этап структурализма. Хронологически он начался в 20-е и закончился в 60-е годы XX столетия. Значительного развития во всем мире достигают школы структурной лингвистики, изучающие язык в его синхронном состоянии, язык как системное явление.
6. Шестой этап называется «современное языкознание». Он начался в 70-е годы XX столетия и продолжается до сегодняшнего дня. Большинство ученых конца XX – начала XXI века критиковали структурализм за сужение предмета языкознания – чисто формальный подход к языку и игнорирование человеческого фактора. Поэтому человек как носитель языка оказался в центре внимания современного языкознания. Оно значительно расширило свои границы за счет взаимодействия с другими гуманитарными науками – социологией, психологией, этнографией, культурология. Их взаимодействие привело к появлению новых наук – социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики, лингвокультурологии.
Необходимо заметить, что все этапы развития языкознания – с глубокой древности до сегодняшних теорий – связаны друг с другом самым непосредственным образом: с одной стороны, различные этапы формировались по принципу философского закона отрицания отрицания, с другой стороны, вся история языкознания двигалась как бы по спирали : на каждом новом этапе та или иная проблема рассматривалась на более высоком уровне, с гораздо большим багажом накопленных знаний.
2.Общие философские принципы научного познания (стратегические методологемы) в лингвистическом исследовании .
Одной из основополагающих проблем философии, философии науки и методологии является выявление принципов познания.
Принципы познания – это основополагающие концепты, нормативные общие высказывания, содержащие определённые требования к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности.
Основные принципы сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Философские принципы познания
Принципы Содержание принципа
п. антропоцентризма Человек как субъект и объект познания
п. системности Требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции
системных объектов.
п. инвариантности Неизменность, сохраняемость, бинарная оппозиция категории изменчивости.
п. относительности Любая теория имеет вполне определённое содержание, но именно поэтому и вполне конкретную, а не универсальную, когнитивную, «разрешающую» силу.
п. относительности к средствам наблюдения Все исходы измерений являются результатом взаимовлияния изучаемых явления и средств наблюдения
п. операционной относительности Положения теории должны быть доведены до такой стадии, когда оказывается возможным их практическое использование.
п. дополнительности Данные различных экспериментов дополнительны, но только тогда, когда они интерпретируются посредством одной и той же теории.
п. редукционизма
(умеренного) Сведéние многого к единому, сложного к простому, случайного к закономерному, явлений к сущности
одних законов к другим.
п. простоты Методологический критерий отбора наиболее предпочтительной из конкурирующих научных гипотез (теорий, фактов…), исходя из меньшего количества допущений, т.е. содержательно более простой при одинаковой объяснительной силе.
п. наблюдаемости Методологические требования предъявления эмпирической информации о любом реальном объекте как действительно существующем (путём хотя бы опосредованного наблюдения с помощью приборов или соответствующих расчётов)
п. наглядности Все концепты должны обладать объектными, причем легко наблюдаемыми аналогами.
п. экстремальности Максимальное или минимальное значение некоторого свойства из всех возможных значений.
п. изоморфизма Взаимно-однозначное соответствие элементов двух
множеств, когда элементу одного множества соответствует один элемент другого множества и наоборот.
п. красоты Нахождение таких пропорций в исследуемом объекте или такое их полагание в будущем проекте, которое вызывает эстетическое восприятие, чувство
гармонии, красоты.
п. ответственности Ученые должны добровольно брать на себя обязательство за своё и общества благоприятное будущее.
п. историзма Учёт эволюции познаваемого объекта во времени и в единстве его свойств.
п. детерминизма Происхождение важного явления можно объяснить определенными причинными факторами.
п. достаточного основания Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания.
п. научной актуальности Соотносительность старой и новой теории ассиметрична: более совершенная новая позволяет интерпретировать старую, но не наоборот.
п. симметрии Методологический и эвристический принцип, согласно которому всегда необходимо стремиться к обнаружению некоторых инвариантов.
п. соответствия теорий Теории, справедливость которых установлена, с появлением новых не устраняются, а сохраняются как
предельная форма и частный случай новых теорий.
Примечания к таблице 2
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке. - М.: Флинта, 2005. - 416с.
2. Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс : учеб. пособие / А.А. Горбачевский. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. – 280 с.
3. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Ур-ФУ, 2012. – 818 с.
4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: учебное пособие. М. : Просвещение, 1979. 224 с
5. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: конспект-справочник / Михалев А.Б.. — Москва : Прогресс-Традиция, ИНФРА-М, 2004. — 240 c.
6. Современные проблемы науки о языке [Текст]: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений/ Н. Ф. Алефиренко. - 6-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2018. - 412 с. – С.352-359
7. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719с.