Фрагмент для ознакомления
2
Современная общеобразовательная организация на сегодняшний день является полноправным социально – культурным центром, в котором реализуются не только образовательные программы общего образования, но и дополнительного. В связи со сложной структурой и постоянным расширением функций общеобразовательной школы особую роль начинает играть её кадровый потенциал.
Проблема кадрового потенциала российской школы является насущной и решить её может только активная молодёжь, которая адекватна и адаптируема к быстроменяющимся изменениям информационного общества. Одномоментно продолжает существовать проблема старения педагогических кадров, так как большое количество выпускников педагогических ВУЗов и колледжей не задерживаются на работе более одного – двух лет. [1, с. 67].
В соответствии с научными изысканиями Нуриевой Л.М., сегодня в российские школы на работу принимаются педагоги на 25 – 30% больше, чем выпускаются из педагогических ВУЗов. Подобная «дельта» обусловлена тем, что школе нужны молодые педагоги, а проектная мощность профильного обучения не способна подготовить такое большое количество специалистов. Проблема заключается в том, что на педагогические направления подготовки выделяется недостаточное количество мест в рамках контрольных цифр приёма, а те молодые люди, которые оканчивают высшее учебное заведение, не всегда идут работать на учительские должности. Из – за подобного оттока кадров у школы возникает необходимость в привлечении в педагогический корпус специалистов без педагогического образования [4, с. 37].
Наставничество - одна из наиболее эффективных форм адаптации молодых учителей, которая способствует их профессиональному росту и закреплению в учебном заведении. Наставничество имеет более широкую ориентированность, в меньшей степени теоретизированно, более гибкое, имеет различные формы и способы работы с молодыми специалистами в контексте реальной трудовой деятельности.
Перед молодыми педагогами, пришедшими работать в школу, возникает немало методических трудностей: молодой педагог не имеет практического опыта в грамотном построении урока, распределении собственного тайм – менеджмента, а также работать с методической документацией учителя. Из-за подобных трудностей молодые педагоги не уверены в своих силах, что значительно влияет на профессиональную самооценку [6, с. 13]. Одним из выходов из сложившейся ситуации является управленческое решение о закреплении наставника за каждым молодым педагогом.
Сама эффективность работы наставника всецело зависит от взаимодействия всех участников образовательных отношений. Между наставником, молодым педагогом и администрацией школы должна быть общая цель – обучение и адаптация молодого специалиста. Только тогда переданные знания и навыки станут реальностью. Наставничество будет эффективным только тогда, когда все стороны будут взаимодействовать между собой [2, с. 60].
Для организации более эффективной организации наставничества целесообразно обратиться к такому понятию, как кейс, в данном случае, кейс-карте.
Кейс - карта наставничества представляет собой электронный документ, размещённый в облачном хранилище, доступный для двух участников: наставника и наставляемого. Наставник может корректировать макет кейс — карты, наставляемый - нет, а вот вносить данные могут оба участника процесса.
Главное отличие кейс - карты от традиционного плана — это поэтапное заполнение. Содержимое кейса может варьироваться в зависимости от учебного заведения, целевых установок, намеченных наставником и наставляемым. Таким образом, важно отметить, что кейс -карта – это структурированные характеристики кейса наставника.
Рассмотрим структуру кейса наставника молодого педагога образовательной организации. Подобный документ представляет собой пояснительную записку, описание набора и способов использования инструментарий, индивидуальный план развития молодого педагога и приложения. Именно в приложении представлены диагностические материалы, призванные помочь организовать продуктивное сотрудничество и оценить эффективность работы [3]. В приложении представлены анкеты, содержащие 10-тибалльные шкалы, которые способствуют получению более развернутой диагностике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воскрекасенко О.А., Варникова О.В., Константинов В.В., Пашковская С.С., Щелина Т.Т. Наставничество в системе обеспечения адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 67-73
2. Дудина Е. А. Содержание наставничества в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 49-62.
3. Емельянова Ж.А. Кейс Наставника: Анкета наставника / Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Возжаевки Режим доступа: https://belsosh1.obramur.ru/upload/iblock/50a/zyd2whe6f7sevuk1c5lchsvma228m8wf.pdf (Дата обращения: 15.01.2025)
4. Нестерова Н.Г. Кейс учителя начальных классов наставника МОАУ СОШ с. Васильевка / Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Васильевки Режим доступа: https://belvlk.obramur.ru/upload/iblock/45d/otrdcd6pje57nzdyhvefci61sq7u4qd9.pdf (Дата обращения: 15.01.2025)
5. Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии / / Образование и наука. 2020. Т. 22, №9. С. 37-66. 001: 10.17853/1994-5639-2020-9-37-66
6. Овчинникова Л. А., Декман И. Е. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 354-357
7. Чиговская-Назарова Я. А. Система наставничества в социокультурной среде Глазовского государственного педагогического института им. ВГ Короленко //Вестник педагогического опыта. – 2019. – №. 43. – С. 10-20.
8. Эффективные практики организации наставничества: сборник/ Э94 Автор-сост.: И.И. Гулевич. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2023. — 77 с.
9. Яковенко О.В. Кейс наставника (программа сопровождения молодого педагога) Режим доступа: https://shkolavozdvizhenka-r25.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Keys_nastavnika_Yakovenko_O.V..pdf (Дата обращения: 15.01.2025)