Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под психологическим климатом понимают психологическую и моральную атмосферу, настроение коллектива, пропитывающую взаимоотношение его участников. Успех деятельности организации и здоровье ее сотрудников во многом зависит от атмосферы, которая преобладает в группе.
Одним из мероприятий по профилактике конфликтов, психосоматических заболеваний и неврозов является создание благоприятного психологического климата.
Повышению социального оптимизма способствует благоприятный психологический настрой, который повышает трудовую мотивацию. Если в организации психологический климат поддерживается на нормальном уровне, то это способствует тому, что каждый сотрудник ощущает себя частицей организации, вносящий в общий успех компании свой вклад.
Все это способствует побуждению интереса у сотрудников к тому, чем они занимаются, к справедливой оценке успехов не только своих, но и своих коллег.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам психологического климата в коллективе в определениях психологического климата существуют значительные разногласия, также существуют разногласия в определении основных факторов психологического климата и его составляющих.
Можно назвать работы Агапова Е.В., Зайнышева И.Г., Фирсова М.В., [2, 14, 43] в которых авторы обращаются к данной проблематике. В работах указывается, что достигнуто понимание важности и необходимости здорового психологического климата в коллективе для эффективной работы и повышения мотивации, производительности труда, удовлетворённости работой и т.п.
Но, тем не менее, остаётся недостаточно изученным модели формирования позитивного климат.
Целью курсовой работы является анализ управления психологическим климатом в коллективе.
Объектом исследования является ООО «Ваш Дом».
Предметом – анализ управления психологическим климатом в компании ООО «Ваш Дом».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие психологического климата, его структуру и виды;
- изучить методы исследования и технологии факторов формирования управления психологическим климатом;
- рассмотреть технологии управления психологическим климатом в коллективе;
- дать общую характеристику компании ООО «Ваш Дом»;
- провести анализ управления психологическим климатом в компании ООО «Ваш Дом»;
- дать рекомендации по совершенствованию управления психологическим климатом в коллективе.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации по теме выпускной квалификационной работы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- теоретический анализ и синтез;
- классификация.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в теоретико-методологическом обосновании авторской концепции управления психологическим климатом современной организацией, включая ее стратегическую составляющую, связанную с развитием персонала в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих структурных элементов:
- введение;
- три главы;
- пять параграфов;
- заключение;
- список использованных источников.
Во введение рассмотрены актуальность выбранной темы, цели и задачи курсовой работы, предмет и объект исследования, методы, используемые при написании курсовой работы.
В первой главе приведены теоретические основные управления психологическим климатом в коллективе, рассмотрены основные понятия и классификация.
Во второй главе дана общая характеристика компании ООО «Ваш Дом», проанализировано управление психологическим климатов в коллективе компании.
В заключении приведены основные итоги работы, краткий анализ полученных результатов.
В списке используемых источников приведена литература, которая была использована при написании курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Психологический климат его структура и виды
Социально психологический климат в коллективе определяется как эмоциональное состояние группы, отражающее реальную ситуацию рабочей обстановки (характера, условий, организации труда) и межличностных отношений.
Коллективный настрой способен легко переходить из положительной фазы в отрицательную, из скрытой – в открытую, из подсознательной – в сознательную. Зачастую резкие перемены вызваны малейшим поводом, элементарной причиной.
Впервые в контексте изучения производственного климата Мансуровым Н.С. был произнесен психологический климат.
По определению Платонова Ю.П. под психологическим климатом понимают комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень их удовлетворенности различными факторами. При этом он отмечал, что основным показателем психологического климата в коллективе есть стремление сотрудников к сплоченности, открытости, контактности, сработанности.
Такие авторы, как Бойко В.В., Ковалев А.Г. обращают внимание на то, что именно в связях с другими людьми открывается сущность каждого человека, в качестве группового эффекта выступает самооценка, как одна из форм проявления психологического климата в коллективе.
В своей книге Г. П. Предвечный и Ю. А. Шерковин отмечают, что, выступая элементом общественной системы, каждый коллектив и каждый его участник оказываются частью, сохраняющей в себе черты целого, присущего всему обществу, поэтому психологический климат не возникает сам по себе, в изоляции от деятельности других групп, составляющих общество.
Во взаимоотношении с окружающими каждый человек формирует субъективное и объективное отражение обстановки.
К объективному относится значение связей социальных: мера ответственности каждого сотрудника, задачи, иерархия.
К субъективной оценке относится психологический климат, на который влияют следующие факторы:
- сложность выполняемых работ;
- стиль взаимодействия членов группы;
- методы достижения целей, отношения к поставленным задачам;
- эмоциональное состояние участников;
- общие мнения, случаи, традиции;
- психологическая совместимость членов группы.
В понятии психологического климата ученые выделяют две составляющих:
- социально-психологический климат, сюда относится система поощрений и наказаний, сложность, межличностные связи на работе;
- морально-психологический климат, единство группы, согласованность моральных норм, варианты отношений в коллективе и неформального общения.
Общий психологический климат складывается из сочетания пунктов, он складывается из оценок субъективных, его можно улучшать, изменять, на него можно влиять.
Рассмотрим особенности понятия психологического климата:
- психологический климат отражает специфику взаимодействия личности с социальной средой (трудовой коллектив) и с физической средой (условия труда). Это понятие чаще используют, когда описывают, изучают психическое состояние отдельных участников коллектива.
Некоторые психологи, например, Г.А. Виноградова выделяют дополнительные типы психологического климата (кроме тех, что мы уже рассмотрели): эмоционально-психологический и нравственно-психологический климат.
Рассмотрим виды психологического климата: психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным.
В первом случае все участники чувствуют себя хорошо, а общее дело ладится.
Во втором случае чувствуется накал эмоций в коллективе, часто возникают конфликты, участники пребывают в стрессе.
Рассмотрим в виде сравнительной таблицы, что характерно для двух видов психологического климата.
Таблица 1 – Сравнительная таблица двух видов психологического климата
Критерии сравнения Благоприятный психологический климат Неблагоприятный психологический климат
Настроение Оптимистическое Пессимистическое
Сплоченность Члены группы поддерживают друг друга, помогают друг другу Наблюдаются разрозненность, зависть, ненависть
Характер межличностных отношений Все участники настроены доброжелательно Преобладает агрессивный тип поведения
Рабочая атмосфера Все удается легко и непринужденно, все работники нацелены на успех и выдвигают адекватные требования друг к другу В каждом действии ощущается напряжение, присутствует страх наказания, участники коллектива слишком требовательны друг к другу или, наоборот, присутствует вседозволенность
Общение Участники коллектива открыто взаимодействуют друг с другом Каждый из участников озабочен только своими проблемами, холоден к другим, закрыт
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе жизненно необходимо для организации. При таких условиях повышается производительность труда и продуктивность каждого из работников, минимизируется риск несчастных случаев и конфликтов не производстве. Все руководители стремятся к созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Принято рассматривать психологический климат на двух уровнях (два типа):
1) Статический уровень. Это та часть климата, которая обусловлена устойчивыми характеристиками коллектива: система симпатий и антипатий, отношение к труду, ценности и убеждения работников.
Такой уровень климата устойчив к влиянию негативных внешних факторов. Достичь такого уровня – верх мастерства. Статический климат характерен для старых коллективов, но даже таким группам не всегда удается выйти на этот уровень.
2) Динамический уровень. Это та часть климата, которая меняется ежедневно и зависит от настроения, актуальных жизненных проблем и важных событий в жизни работников.
Этот уровень характерен для свежих, молодых коллективов. Однако и в старом коллективе может быть динамический, то есть неустойчивый климат. Он слаб перед влиянием внешних факторов.
При статическом климате участники ощущают себя в безопасности. На динамическом уровне присутствует напряжение, ощущение нестабильности.
Для диагностики состояния психологического климата в группе были разработаны специальные тесты, но кроме этого психологический климат в коллективе определяется по внешним общим признакам.
Признаки неблагоприятного психологического климата:
- большая текучка кадров;
- низкое качество продукта;
- частые несчастные случаи на производстве;
- негативные отзывы сотрудников.
- Признаки благоприятного психологического климата в коллективе:
- демократический стиль руководства;
- адекватная система наказаний и поощрений;
- конструктивная критика;
- взаимопомощь и высокий уровень эмпатии;
- чувство групповой сплоченности и ответственности за себя и все производство;
- положительные отзывы сотрудников.
1.2 Методы исследования и технологии факторов формирования управления психологическим климатом
На психологический климат влияют личные и коллективные факторы. Рассмотрим их подробнее.
Личные факторы, влияющие на психологический климат в организации:
1) Удовлетворение от работы. Кому-то нравится однотипная и монотонная деятельность. Кому-то нужна активность и работа в условиях многозадачности. Кто-то более усидчив, а кто-то менее. Кто-то мастерски креативит, а кто-то идеально работает по инструкции.
Рабочие задачи должны соответствовать особенностям личности, тогда человек будет доволен собой, а это, в свою очередь, влияет на создание благоприятного психологического климата в коллективе.
2) Перспективы в карьере. Конечно, есть люди, которым комфортно долгие годы быть на одной и той же должности, получать одну и ту же зарплату.
Но большинству людей интересен карьерный рост. Это повышает мотивацию, как и адекватная система поощрений и наказаний. Чем больше у сотрудников свободы, прав, возможностей, тем благоприятнее психологический климат в коллективе.
3) Удобное рабочее место. И речь идет не только о физическом удобстве, но и о психологическом комфорте. Кто-то может работать только в тишине, а кому-то важно постоянно обсуждать вопросы с коллегами.
Кому-то нужно уединение, а кто-то не может работать в одиночестве. Кто-то не переносит жару, а кто-то не может терпеть кондиционеры и т.д.
Условия труда должны соответствовать потребностям и особенностям сотрудника, тогда он будет доволен и счастлив, что, в свою очередь, позитивно отражается на общем психологическом климате в коллективе.
4) Личное время. Нельзя недооценивать значимость выходных и работы строго по графику. Если и случаются переработки, работа в выходной, то это обязательно должно быть оплачено и компенсировано в следующий раз. У сотрудников должна быть личная жизнь, возможность строить планы, проводить время с друзьями или семьей.
Право на личную жизнь способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
5) Микроклимат в семье, особенности личной жизни сотрудников. Проблемы в семье или переживания из-за одиночества не могут не отразиться на настроении работника. Позже он принесет негатив с собой на производство.
По этой причине крупные компании устраивают семейные отдыхи, спонсируют детям сотрудников поездки в санаторий и т.п. Работодатели стараются позаботиться не только о здоровье и счастье работников, но и о благополучии их семей.
Общие факторы, определяющие формирование социально-психологического климата в коллективе:
1) Совместимость взглядов, убеждений и установок, темпераментов и характеров. Чем больше у сотрудников общего, тем проще им взаимодействовать друг с другом и ориентироваться на общий результат дела. Притом не нужно стремиться к схожести всех сотрудников компании, достаточно грамотно распределить людей по отделам, кабинетам, да и просто по столам в пределах одной комнаты.
Не бывает такого, чтобы абсолютно все люди были позитивно настроены, чтобы совпадали привычки и убеждения всех участников.
Поэтому уместнее говорить о том, что нужно стремиться к гармонии, балансу в коллективе, а не к устранению всех негативных факторов.
2) Психологическая сплоченность и сработанность. В дружном коллективе с благоприятным климатом все задачи решаются легко и быстро. Добиться сплоченности можно при помощи корпоративной культуры, психологических тренингов.
Кроме этого, важен профессионализм, компетентность каждого из участников коллектива. Каждый человек должен понимать, что несет ответственность не только за себя, но и за других.
3) Стиль руководства. Он бывает демократическим, авторитарным и попустительским. Для создания благоприятного психологического климата в коллективе важно придерживаться демократического стиля.
4) Характер общения. Благоприятный психологический климат возникает в тех коллективах, где люди умеют открыто и честно общаться, сопереживать, помогать. Ценится умение предотвращать и решать конфликты, идти на компромиссы, смотреть на ситуацию глазами другого человека.
Кроме этого, важно умение отстаивать свои интересы, но при этом не задевать интересы коллег. Нужно уметь принимать конструктивную критику и выражать ее.
5) При работе с факторами влияния на климат нужно избегать максимализма. Например, относительно последнего пункта это означает следующее: не нужно набирать исключительно общительных и активных людей.
Молчуны и тихони тоже умеют отлично выполнять задания, выражать свое мнение, если их спрашивают об этом. По каждому пункту факторов важен баланс.
1.3 Технологии управления психологическим климатом в коллективе
Для чего необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Он – основа успеха производства, физического и психического здоровья участников коллектива. Чем позитивнее общий настрой, тем быстрее и эффективнее идет дело, достигаются общие цели.
Способы создания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе можно поделить на две категории: работа с группами и работа с каждым участником коллектива.
Рассмотрим подробнее.
1) Рекомендации по работе в группах:
Необходимо провести диагностические тесты на определение совместимости участников. Поговорить с ними, выявить все актуальные проблемы. Поменять состав групп, перевести сотрудников в другие отделы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) www.rosstatt.ru
2) Финансовая отчетность за 2019 г. отеля «Hilton Moscow Ленинградская»
3) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2016-761-762 с.
4) Брагина, З.В. Управление организационным знанием промышленного предприятия: создание условий для проявления и использования творческой активности и предприимчивости персонала: монография / З. В. Брагина, Н. Ю. Андреева. – Москва: Инфра-М, 2018. – с. 178-182
5) Белашова В.В. Моральные и материальные виды стимулирования / В.В. Белашова // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 4. С. 179-181.
6) Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — с. 305-310
7) Бухалков М.И. Управление персоналом на предприятии / М.И. Бухалков // Управление компанией. 2016. №7. С.48-50.
8) Варакулина, М.В. Система управления персоналом предприятия: концептуальная модель и механизм ее реализации: монография / М. В. Варакулина. – Брест: БрГУ, 2019. – с. 105-110
9) Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – Москва: Проспект, 2017. – с. 658-660
10) Гаврилова, С. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: учебно-методический комплекс / С.В. Гаврилова, А.Г. Томская, А.В. Дмитриев. – Москва: Евразийский открытый институт, 2018. – с. 302-310
11) Гостиничное дело: учебник / под ред. д. иск., проф. Н.М. Мышьяковой, к.культ., доц. С.Г. Шкуропат. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2017. – с. 285-290
12) Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. – Москва: Дашков и К°, 2017. – с. 145-152
13) Демченко А.А. Приоритетные направления повышения трудовой мотивации / А. А. Демченко, Э. В. Сукманов ; Курский гос. ун-т. Курск, 2015. – с. 85-88
14) Думенко Е.В. Критерии эффективности формирования материального стимулирования персонала организации /Е.В. Думенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. С. 60-62.
15) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. —с. 310-312
16) Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А. П. Егоршин. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Инфра-М, 2016. – с. 305-315
17) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
18) Иванников, В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В.А. Иванников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология: Научный журнал. - 2015. - № 2. - С.15-22.
19) Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – Изд. 3– е, переработанное и дополненное. – Москва: Инфра-М, 2016. – с. 305-310
20) Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: учебник для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. – Москва: Юрайт, 2015. – с. 408-415
21) Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 507 с. 10) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — с. 478-485
22) Ловчева, М. В. Оценка эффективности системы стимулирования персонала: показатели, методы, практические рекомендации / М.В. Ловчева // Мотивация и оплата труда. -2015. - № 1. - С. 14-26.
23) Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR– менеджмента / И. К. Макарова. – Москва: Дело, 2015. – с. 315-320
24) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — с. 410-412
25) Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю. Е. Мелихов, П. А. Малуев. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К°, 2017. – с. 299-301
26) Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — с. 185-188
27) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — с. 401-407
28) Мордвинникова А.С. Идентификация товаров и услуг: методическое пособие для вузов / А.С. Мордвинникова. - М.: Терра, 2016. - с. 15-18
29) Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для академического бакалавриата / Е. Б. Моргунов. – 3– е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2015. – с. 450-452
30) Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – 2– е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2018. – с. 408-410
31) Оценка персонала в организации: учебное / А. М. Асалиев [и др.]. – 2– е изд., исправленное и дополненное. – Москва: Инфра-М, 2017. – с. 155-157
32) Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — с. 104-107
33) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - с. 310-312
34) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2015. – с. 95-100
35) Рощектаева У.Ю. Система мотивации персонала в организации (на предприятии ОАО кондитерский комбинат «Кубань») / У.Ю. Рощектаева // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 107-109.
36) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А.Семиглазов. -Томск: ЦПП ТУСУР, 2015. - с. 88-89
37) Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — с. 45-47
38) Смирнова М.Е. Критерии эффективности системы стимулирования труда персонала / М.Е. Смирнова // Управленческие науки в современном мире. – 2016. – Т. 2. №2. – С. 230-233
39) Соломанидина, Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. – 2– е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Юнити-Дана, 2016. – с. 219-222
40) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2016. – с. 45-47
41) Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2015. — с. 301-305
42) Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А. В. Тебекин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — с. 305-307
43) Технологии управления развитием персонала: учебник / [Е. А. Белкова и др.]. – Москва: Проспект, 2016. – с. 377-379
44) Управление персоналом организации: учебник: для студентов / [А. Я. Кибанов и др.]. – Изд. 4-е., дополненное и переработанное. – Москва: Инфра-М, 2015. – с. 601-603
45) Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум / [О. А. Лапшова и др.]. – Москва: Юрайт, 2018. – с. 399-402
46) Управление человеческими ресурсами: учебное / [А. М. Руденко и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – с. 305-307
47) Шапиро, С.А. Организационное поведение: учебное пособие / С. А. Шапиро. – Москва: КноРус, 2016. – с. 102-105
48) Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В., Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н., Урядова Т.Н., Капустина Е.И.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. – М.: МИРАКЛЬ, 2016. – 340 с.21) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2017. — с. 205-207
49) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — с. 308-311
50) Юдин А.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ ВШТЭ СПбГУПТД. – СПб., 2018. - с. 99-102