Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Хлеб – продукт, без которого люди в отдельные периоды истории не могли бы обойтись
Хлебопекарная промышленность нашей страны выпекает огромное количество наименований хлебных, булочных, бараночных, сухарных, диетических и национальных хлебных изделий.
Хлебные изделия в зависимости от вида муки могут быть ржаными, ржано-пшеничными, пшенично-ржаными и пшеничными.
Продукция из злаковых культур занимает ведущее место в ежедневном рационе человека. При этом ассортимент хлебобулочных изделий с каждым годом пополняется.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хлебобулочные изделия всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на продовольственный рынок региона.
Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий.
Одновременно с ростом объема производства необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества сырья и готовой продукции.
Целью дипломной работы является анализ организации проведения товароведной экспертизы хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние рынка хлебобулочных изделий;
- рассмотреть классификацию и ассортимент хлебобулочных изделий;
- изучить химический состав и пищевая ценность хлебобулочных изделий;
- проанализировать факторы, формирующие качество хлебобулочных изделий;
- дать общую характеристику компании «Хлебная усадьба»;
- разработать балловую шкалу органолептических показателей качества хлебобулочных изделий;
- проанализировать результаты анализа маркировки хлебобулочных изделий;
- провести анализ потребительских предпочтений при выборе хлебобулочных изделий;
- рассмотреть факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий;
- изучить дефекты и болезни хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотреть пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий;
- изучить безопасность хлебобулочных изделий, перспективы развития.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом дипломного исследования является ассортимент и качество хлебобулочных изделий.
Предметом являются факторы, формирующие ассортимент и качество хлебобулочных изделий.
Для изучения выбранной темы, возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка факторов, формирующих ассортимент и качество хлебобулочных изделий.
При написании выпускной квалификационной работы и выполнении поставленных целей, были использованы следующие информационные источники: нормативно – правовая база, учебная литература, периодические издания, научные статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков, а также ресурсы Интернет.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы и заключение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется объект и предмет исследования, цели и задачи исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы приведены теоретические основы организации продажи хлебобулочных изделий на предприятиях розничной торговли, проанализирован ассортимент хлебобулочных изделий, изучен рынок хлебобулочных изделий, рассмотрен химический состав и пищевая ценность хлебобулочных изделий.
Во второй главе приведен анализ цен и ассортимента хлебобулочных изделий, реализуемых в компании «Хлебная усадьба», приведены факторы, формирующие качество хлеба и хлебобулочных изделий. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий
В третьей главе приведены пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий, рассмотреть безопасность хлебобулочных изделий, перспективы развития.
В заключение выпускной квалификационной работы излагаются выводы и результаты работы.
В работе также использованы таблицы, рисунки, диаграммы, которые дают наглядное представление об изучаемом объекте и предмете исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОВАРОВЕДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
1.1 Состояние рынка хлебобулочных изделий
В России» в период с 2016-2020 гг их продажи в стране ежегодно сокращались. В целом за пятилетний период они снизились на 5,4% и в 2020 г составили 7,59 млн т.
Снижение продаж хлеба свидетельствует о расширении потребительской корзины россиян: появляются новые виды продуктов, рацион питания становится более разнообразным, растет интерес к здоровому питанию, вследствие чего традиционные сорта хлеба становятся менее востребованными.
Продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России по видам в 2020 году представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России по видам в 2020 году, млн т
В 2020 г максимальную долю в продажах хлеба и хлебобулочных изделий традиционно имели хлебобулочные изделия из пшеничной муки – в среднем 50,7% (3,85 млн т) объема продаж продукции в натуральном выражении.
Значительно меньшая доля в продажах принадлежала хлебобулочным изделиям из смеси ржаной и пшеничной муки – порядка 25,9% (1,97 млн т) рынка.
Продажи большинства видов хлебобулочных изделий в России снижались, однако по ряду позиций наблюдался рост. В частности, значительно выросли продажи хрустящих хлебцев, хлебобулочных полуфабрикатов, сухарных и диетических изделий.
По прогнозам, в 2021 г продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России вырастут на 0,8% относительно 2020 г. На это повлияет снижение располагаемых доходов населения и изменение структуры питания россиян в сторону увеличения доли более дешевых продуктов, в том числе хлебобулочных изделий.
В 2022-2024 гг, по мере стабилизации экономической ситуации в стране, продажи хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке продолжат снижаться на 0,3-1,4% в год.
В 2024 г объем реализации составит 7,40 млн т, что меньше значения 2020 г на 2,5%.
1.2 Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
В основном ассортимент хлебобулочных изделий выпекаются из ржаной муки, пшеничной и их смеси.
Продукция хлебозаводов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
Классифицируется хлебобулочные изделия по разным критериям:
- виду и сорту продуктов, составляющих основу изделия (муки);
- по используемому рецепту (простые, улучшенные с дополнительным введением яиц, сахара, пряностей, сдобные);
- по применяемому способу приготовления (подовой либо выпеченный в специальной форме/формовой);
- по приданной изделию форме (батон, булка, калач и другие виды продукции);
- по правилам отпуска покупателю: весовой либо тучный;
- по типу упаковочного материала: в индивидуальной бумажной упаковке или полиэтилене, нарезной в индивидуальной упаковке бумажной или полиэтилене, без упаковки;
- по весу изделия;
- по содержанию влажности;
- национальная продукция (чиабатта, лаваш, матнакаш);
- диетический продукт.
Классификация хлебобулочных изделий представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Классификация хлебобулочных изделий
К диетпродукции относят хлебобулочные изделия:
- йодосодержащие — хороши для больных атеросклерозом и людей с нарушенной функцией щитовидной железы;
- бессолевые — для людей с болезнями почек;
- малобелковые — выпекаются для людей с нарушением белкового обмена и серьезными патологиями почек;
- с заниженной кислотностью — для больных ЯБЖ (язвенной болезнью);
- с низким количеством углеводов, выпускают для диабетиков, больных ревматоидными заболеваниями и лиц с избыточным весом тела;
- с включением лецитина (для людей с нервным истощением, ожирением, заболеванием печени).
Иногда виды хлеба подразделяют по виду:
- белый, коричневый, серый, черный, с добавками;
- зерновой, ржаной, цельнозерновой, конопляный;
- хрустящий, плоский, объемный/пышный.
Цвет хлеба определяется видом муки, которая пошла на его выпечку. Например, всем знакомый «Бородинский» хлеб — это смесь ржано-пшеничная, с преобладанием ржаной муки.
Каждый вид имеет свои достоинства и недостатки. Пшеничный хлеб — это тот, что мы привыкли называть «белым». Пшенично-ржаной — это «серый» хлеб, а ржаной — «черный».
Название сорта хлебобулочных изделий зависит:
- от качества и вида муки, использованной для его производства (иногда хлеб называют просто «пшеничный I-го сорта»);
- от рецепта — это «именные» хлеба (Молочный, Ситный или Горчичный, Купеческий или Бородинский);
- от формы изделия (Ромашка);
- иногда в названии изделий отражается разработчик рецепта (Ставропольский или Орловский);
- сейчас модно подчеркивать национальные особенности продукции (Армянский, Минский, Рижский).
Крупные торговые сети, сами выпекающие хлебобулочные изделия, могут разработать свою торговую марку и давать названия хлебом.
Для изготовления хлебобулочных изделий используют муку высшего (ВС), I и II сортов. При использовании муки ВС продукция получается более вкусной (с лучшими органолептическими качествами) и «красивее».
При использовании второсортной муки продукция более «тяжелая», менее вкусная, но более дешевая.
К хлебобулочным изделиям относятся хлеб, булочные изделия, мелкоштучные булочные изделия, изделия пониженной влажности, пироги, пирожки, пончики.
Хлебобулочные изделия вырабатывают:
- подовыми или формовыми;
- без начинки или с начинкой;
- упакованными или неупакованными.
Ассортимент хлебобулочных изделий можно
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция)
3. ГОСТ Р 58233-2018 Хлеб из пшеничной муки. Технические условия
4. Абоимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Абоимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с
5. Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2015. - 350с.
6. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 500 c.
7. Голубкина, Т.С. Розничная торговля продовольственными товарами: Товароведение и технология: Учебник / Т.С. Голубкина. - М.: Академия, 2014. - 336 c.
8. Горбачева, М.В. Товароведение и экспертиза доп. видов сырья живот.: Учебное пособие / М.В. Горбачева, А.В. Щербакова. - М.: Инфра-М, 2017. - 384 c.
9. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2018. - 384 c.
10. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.— 336 с.
11. Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
12. Кременевская М.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 97 с
13. Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
14. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
15. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 288 с.
16. Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
17. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ под ред. А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, С.С. Шипилова – ПрофОбрИздат, 2015- 464с.
18. Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
19. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
20. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 540с.
21. Чебакова, Г.В. Товароведение, технология и экспертиза пищевых продуктов животного происхождения / Г.В. Чебакова, И.А. Двнилова. - М.: КолосС, 2017. - 312 c.
22. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. – Ростов – на – Дону.: Учебное пособие, 2014.- 145 с.