Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге
Авторам

Как правильно оформить приложение в дипломе

13 апреля 2021 г.

Время чтения 6 минут

Содержание:

При подготовке дипломной работы важно не только логично и последовательно изложить материал, но и правильно оформить структурные элементы. Научные руководители обычно уделяют внимание подготовке главных разделов проекта – введения, основной части, выводов, и очень редко рассказывают о том, как оформить приложение в дипломе. Эта статья поможет разобраться с тонкостями создания дополнительных материалов и их внедрения в текст работы.

Что такое приложения в дипломной работе?

Приложения – это вспомогательный материал, который позволяет лучше понять суть дипломной работы, но не помещается в основной раздел из-за большого объема или нестандартного формата.

Формально они не считаются обязательными, но на самом деле научный руководитель и члены государственной комиссии обращают внимание на наличие или отсутствие дополнительных материалов. Если студент нашел их и оформил в дипломном проекте, это указывает на то, что он глубоко проработал научную проблему.

В раздел с приложениями могут входить:

  • промежуточные расчеты с формулами;
  • вспомогательные иллюстрации (рисунки, схемы, чертежи, фото);
  • таблицы со сложной структурой;
  • копии документов с указанием «Ксерокопировано с…», «Отсканировано с…»;
  • информация о технике, которая была использована при написании диплома (например, для проведения опытов);
  • интервью, социологические исследования и их результаты (опросные листы с ответами респондентов);
  • статистические данные;
  • справочные материалы (финансовая и другая отчетность, в зависимости от направления и темы дипломной работы.

Обратите внимание! Приложения в дипломном проекте не входят в общий объем работы. Тем не менее, название этого раздела нужно обязательно упомянуть в разделе «Содержание» (или «Оглавление»). Его размещают после списка использованных источников.

Раздел с приложениями завершает дипломную работу. После него ничего больше размещать нельзя.

Роль приложений в дипломе

Приложения бывают обязательными и информационными. Первые относятся непосредственно к теме диплома. Такие дополнительные материалы делают работу законченной, придают ей смысл.

Информационные приложения позволяют обосновать, подтвердить разработанные автором рекомендации, проведенные исследования.

Приложения выполняют следующие функции:

  • делают исследование более понятным и доступным;
  • демонстрируют уровень компетентности студента в выбранной тематике;
  • делают рассуждения и выводы автора обоснованными;
  • раскрывают глубину проработки проблемы.

Некоторые специальности и темы исследования не требуют приложений (например, философия). В любом случае, этот момент лучше заранее обсудить с научным руководителем или уточнить актуальную информацию на кафедре.

Основные требования к оформлению

Чтобы оформить приложение в соответствии с действующими нормами и требованиями, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Обычно приложения оформляются в конце дипломной работы. В редких случаях, если объем этого раздела достаточно большой, то он может предоставляться в виде отдельного документа. Его не подшивают к диплому, а сдают в отдельной папке.
  2. Если приложение оформляют как часть дипломного проекта, то нумерация страниц сквозная: она продолжает основную нумерацию дипломной работы. Если этот раздел предоставляется отдельно, то и нумерацию начинают с начала.
  3. Каждый элемент из раздела с приложениями оформляется отдельно, с нового листа.
  4. Шрифт при описании вспомогательных материалов используют такой же, как и в основном тексте работы.
  5. Если приложения имеют нестандартный формат, допускается использование листов А1, А3, А4х3.
  6. В тексте дипломной работы обязательно должны содержаться сноски на приложения. Обычно их оформляют в скобках, в таком виде: (см. Приложение 1), (результаты расчетов представлены в Приложении 2). Ни одно приложение не должно существовать само по себе: его необходимо связать с текстом научного исследования.
  7. Объем этого раздела не ограничен, но не стоит злоупотреблять этим. Оптимальное количество элементов – от 1 до 5, максимум – 8.
  8. Слово «Приложение» нужно писать в верхнем правом углу. После этого идет порядковый номер элемента, который указывается цифрами или буквами, в зависимости от установленных кафедрой правил.

Обозначение приложений

Отдельно нужно сказать о нумерации (или обозначении) приложений. В большинстве случаев для их идентификации используют буквы русского алфавита (А, Б, В), исключая непроизносимые ъ и ь, а также Й, Ё, Ы, О, Ч.

Многие вузы допускают использование арабских цифр (1,2…).

Если в разделе с приложениями есть только один элемент, его нужно обозначить как «Приложение А».

Если приложение объемное и занимает несколько листов, то каждый последующий лист нужно обозначать как «Продолжение приложения А». На листе, на котором заканчивается элемент, нужно написать «Окончание приложения А».

Более подробно уточнить вопрос обозначения приложений можно в методическом пособии кафедры или у научного руководителя.

Оформление по ГОСТу

При оформлении раздела со вспомогательными материалами необходимо соблюдать требования к разметке листа и использованию шрифта.

  1. Для страниц с книжной ориентацией параметры полей такие: верхнее – 2 см, нижнее и левое – по 2,5 см, правое – 1,5 см.
  2. Для страниц с альбомной ориентацией параметры полей такие: верхнее и левое – по 2,5 см, нижнее – 1,5 см, правое – 2 см.
  3. Шрифт – Times New Roman.
  4. Межстрочный интервал – полуторный.

Кафедра может предъявлять дополнительные требования к оформлению. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется уточнить этот момент заранее у научного руководителя.

Разные виды приложений и особенности их оформления

В разделе с дополнительным визуальным материалом чаще всего используют таблицы, схемы, графики. Их оформление вызывает у студентов наибольшие затруднения. В этом разделе рассмотрим, как правильно это делать.

Таблицы: общие требования, особенности переноса

Если таблица занимает более одного листа формата А4 и переносится на следующий, то нужно указывать «Продолжение приложения…». Кроме того, нужно скопировать головную часть (название таблицы).

При переносе длинных таблиц с большим количеством строк нижнюю ограничительную черту на предыдущей странице использовать не нужно.

Приложения в виде таблиц нужно создавать, соблюдая такие правила:

  • межстрочный интервал внутри столбцов и строк может быть меньшим, чем в остальном тексте работы;
  • все заглавия столбцов необходимо начинать с большой буквы;
  • заголовки набирают горизонтально;
  • выравнивание внутри столбцов рекомендуется делать по центру;
  • если есть пустующие ячейки (не заполненные информацией), внутри нужно ставить знак тире.

Иллюстрации и изображения

Иногда в качестве изображений используют отсканированные документы или рисунки. При сканировании нужно внимательно проверить, все ли символы отображаются: итоговое изображение должно быть четким и понятным.

Схемы

Оформление материала в виде схем – это наглядно и удобно. С помощью таких приложений можно конкретизировать данные, обратить внимание на главные свойства или стороны конкретного объекта. Благодаря схемам можно отобразить:

  • зависимость определенного события, предмета, тенденций и т.д. от конкретных условий;
  • зависимость нескольких элементов от одного фактора;
  • структуру крупного предприятия;
  • способы и методы достижения определенных целей;
  • логику взаимосвязи событий.

Схемы, которые используются в дипломной работе в качестве вспомогательного материала, должны быть оформлены в черно-белых цветах. Важно, чтобы они имели четкие подписи и границы, не содержали грамматических ошибок в текстовой части.

В разделе с дополнительными визуальными материалами можно использовать схемы, заимствованные из внешних источников, но будет гораздо лучше, если студент составит их самостоятельно. Это можно легко сделать, используя возможности текстового редактора MS Office Word.

Графический редактор позволяет создавать схему из различных частей, используя раздел «Фигуры».

Выводы

Если вам предстоит написание дипломной работы, необходимо настроиться на долгую и кропотливую работу. Важно создать не только насыщенный смысловой текст, но и правильно оформить все разделы. Особенно сложно студентам дается дополнительный раздел с приложениями.

Если у вас нет времени и возможности заниматься созданием дипломного проекта, поручите эту работу компании, специализирующейся на выполнении научных студенческих работ. Среди исполнителей – преподаватели, аспиранты, научные сотрудники, ведущие эксперты в своей сфере деятельности.

Работа выполняется в строго оговоренные сроки, с соблюдением всех требований.

Самые популярные статьи