Ответы на билеты по предмету «Педагогика»
На тему «Методика развития речи младших школьников»
Задание:
Методика развития речи младших школьников 1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания. 2. Прочитайте описание фрагментов уроков обучения грамоте. Определите цель каждого из фрагментов и использованные учителем приемы обучения. 1) Учитель выносит на доску напечатанные на отдельных полосках бумаги предложения из текста букваря (порядок следования предложений в тексте нарушен), первоклассники читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, все ли было понятно при чтении рассказа, и предлагает внести исправления. В коллективной работе изменяется порядок предложений. Полученный текст перечитывается для оценки правильности его восстановления. Проверка – перечитывание текста по букварю. 2) Учитель предлагает первоклассникам оценить, как Винни-Пух справился с заданием составить математическую задачу: «В пучке было 9 штук моркови. Одну взяли. Ее почистили и съели. Ну и вкусная оказалась морковка! Сочная, сладкая! Сколько моркови осталось в пучке?». Обсуждается, что в задаче есть лишние сведения, которые только мешают ее понимать, отвлекают от математики; что эти строчки были бы уместны, если бы рисовалась картинка, сочинялся рассказ. Затем текст задачи Винни-Пуха редактируется и произносится в исправленном виде. 3. По одной из программ установите содержание и последовательность работы по формированию у младших школьников понятия «текст». 4. Проанализируйте приведенные ниже тексты: определите тему, основную мысль, охарактеризуйте средства связи предложений, стиль и тип текста. Сформулируйте по данным текстам вопросы и задания для учащихся с целью выявления признаков текста. 1) Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапками. Потом она обнюхала мою пустую ладонь и вдруг стала вылизывать ее своим влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки (По Г.Скребицкому). 2) Выросла всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш (По А.Куприну). 3) Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а все куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревет так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный (И.Акимушкин). 8. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Осенняя елочка Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья. Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову) Дятел Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег. Все кругом: и земля, и ветки кустов, деревьев – все белое, пушистое. Шел я как-то по лесу в эту пору. Воздух был удивительно чист. Иду, прислушиваюсь, каждый звук далеко слышен. Вот застучал где-то впереди меня дятел. Я пошел осторожнее, чтобы не спугнуть птицу. Пусть себе кормится. Вышел на старую гарь. Засохшие деревья повсюду торчат. Вижу, на одном из них дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом и прозвали. Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на жесткий хвост и давай колотить по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом. Недаром старается, значит, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дятел дерево, достанет вредителя и съест. Поглядел я да и подумал: не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, обстукивает, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достает. (Г.Скребицкий) Фигурка из воздушных шариков Из воздушных шариков можно сделать надувного человечка. Для этого нужно приготовить шарики для головы, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей. Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежь из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка. (По Т.Киселевой) 9. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца). Широкая тема Осень Узкая тема Краски осени Осень на Урале Стиль речи Художественная речь Деловая речь Речевой мотив Жанр Тип речи Варианты основной мысли Источники накопления материала Фактического Языкового Фактического Языкового 10. Чем отличается план сбора материала от плана к сочинению? Составьте план сбора материала к сочинению на тему «Идет волшебница зима» и план к этому сочинению. 11. На этапе подготовки к пересказу были Л. Толстого «Котенок» был составлен такой план: 1. Кошка пропала. 2. Дети нашли кошку с котятами. 3. Котенок потерялся. 4. Вася спас котенка от собак. Какое требование к плану не было учтено учителем? Составьте свой план для пересказа. 12 Определите тип речевой ошибки и тему раздела русского языка, в рамках которой изучается это речевое явление Пример Тип речевой ошибки , недочёт Тема 1) В зимний морозный день. Ребята собрались на соревнования. 2) Проныра – это многородное существительное? 3) А почему у моллюск нет крови? 4) На окне прозрачная тюль. 5) Когда наступила ночь. Мальчику приснился сон. 6) В полях начали жнать рожь. 7) Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой. 8) Я стал смотреть на планету с космоса. 9) Птичка улетела, а коты столкнулись лбом лбом. 10) Снег валялся везде, даже на дороге (о выпавшем первом снеге). 11) Она короткая, как карлик (о низкорослой женщине). 12) Много событий бывают весной. 13) Дети подошли к прорубю. Тест 1. Последовательность этапов речевой деятельности 1) ориентировка в речевой ситуации 2) планирования 3) контроль 4) реализация 2.Критерии отбора текстов для изложений в начальных классах: 1) простые предложения 2) наличие выразительных языковых средств 3) доступное, понятное детям содержание 4) отсутствие незнакомых слов, орфограмм и пунктограмм 3.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо? 1) чтение и письмо не связаны с устной речью 2) устная речь является основой для освоения чтения и письма 3) чтение и письмо связаны только друг с другом 4. Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе? 1) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания 2) овладение грамматической и звуковой стороной речи 3) освоение связности и лексико-грамматической стороны речи 5 .Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это… 1) эмпатия 2) речевая рефлексия 3) интериоризация 6. Развитие навыков правильного произношения - это задача раздела … . 1) произносительный строй речи 2) словарный строй речи; 3) грамматический строй речи; 4) связной речи; 5) ознакомление с художественной литературой; 6) обучению грамоте; 7. Что включает речевое развитие? 1) владение речью как средством общения и культуры 2) обогащение активного словаря 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи 4) развитие речевого творчества 5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха 6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 8. Каковы направления словарной работы? 1) количественное обогащение словарного запаса детей 2) качественное совершенствование словаря: уточнение семантики известных слов, установление семантических связей между словами и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средства создания художественного образа 3) работа над орфографическими, орфоэпическими ошибками 4) активизация словаря 5) устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных), их замена литературными эквивалентами и перевод из активного словаря в пассивный. 9. Виды речевой деятельности 1) Чтение 2) Слух 3) Говорение 4) Пересказ 5) Слушание 6) Письмо 7) Написание букв, слов 10.Словообразование — это компонент 1) грамматической строя речи 2) звуковой строя речи 3) связной речи; 4) лексического строя речи 5) образной речи. 11 Какие направления выделяют по развитию речи младших школьников? 1) формирование представлений о речи и требованиях к ней, воспитание культуры речевого поведения 2) устная и письменная речь 3) совершенствование умений в области культуры речи 4) формирование коммуникативных умений 5) развитие связной речи 6) обучение написанию изложений и сочинений 12 Какие условия необходимы для успешного развития речи младших школьников? 1) мотивация 2) наличие учебников, пособий 3) обеспечение содержания для детских высказываний 4) постоянное обогащение речи учеников средствами языка 5) хорошая речевая среда 6) доброжелательная атмосфера 7) исправление речевых ошибок 8) рефлексия действий 9) внимание к речи каждого ученика в классе 13. Какие группы лежат в основе классификации речевых ошибок ? 1) Нарушение норм литературного языка 2) Нарушение в произносительном строе речи 3) Нарушение в лексическом строе речи 4) Нарушения в грамматическом строе речи 5) Нарушение коммуникативной целесообразности 14 Перечислите направления работы над произносительной культурой речи 1) работа над техникой речи 2) предупреждение и преодоление орфоэпических и акцентологических ошибок, в том числе и обусловленных влиянием графической формы слова 3) работа над различением звуковой структуры слова и буквенной 4) совершенствование интонационных умений учащихся 15 Назовите направления работы над грамматическим строем речи младших школьников 1) работа по словообразованию: устранение из речи детей слов, построенных по существующим в языке моделям, но отсутствующих в системе языка 2) работа по формообразованию слов разных частей речи, изучаемых в начальной школе, замена нелитературных форм слов литературными 3) работа по освоению норм согласования и управления 4) работа по построению предложения, обогащение речи детей различными по структуре предложениями 5) работа по написанию изложений разных видов 16 Как можно охарактеризовать текст (фрагменты текста) 1) по предмету речи 2) обобщённому типовому значению 3) по частям текста 4) по текстовым умениям 17 Какие виды изложений используются в обучении младших школьников? 1) Подробное 2) Сжатое 3) Подготовительное 4) Письменное 5) Краткое 6) Полное 7) Выборочное 8) Творческое 18 Приемы, которые использует учитель в процессе развития речи 1) Моделирование 2) Сообщение информации 3) Постановка вопросов 4) Создание ситуации общения 5) Разыгрывание ситуации общения 6) Эксперимент 7) Предъявление ошибки 8) Предъявление образца 19. Направления работы со стилевыми особенностями текста поставьте в нужной последовательности 1) Отбор языковых средств 2) Отбор содержания 3) Задачи 20. Перечислите текстовые умения, которые нужно формировать у младших школьников 1) Озаглавливание 2) Подбор картинок 3) Нахождение в текст слов, указывающий предмет речи 4) Определение главной мысли 5) Исключение из текста лишних предложений 6) Сопоставление близких тем, но различных тем текста 7) Делить текст на абзацы 8) Определять ход развития мысли 9) Последовательно выстраивать предложения 10) Выбор предложений из дополнительного материала Шкала оценивания • «отлично» – 90-100% правильных ответов (высокий уровень сформированности компетенций); • «хорошо» – 75-89% правильных ответов (средний уровень сформированности компетенций); • «удовлетворительно» – 60-74% правильных ответов (пороговый уровень сформированности компетенций); • «неудовлетворительно» – 59% и меньше правильных ответов (компетенции не сформированы).
Дата заказа: 11.04.2020
Выполнено: 18.04.2020
Спустя почти 4 года учебы хочу оставить свой благодарственный отзыв — спасибо Студсервис за мои хорошие оценки, за ваших талантливых авторов и за терпеливых менеджеров.
Учась в магистратуре не было времени писать магистерскую из-за работы, решила заказать в Студсервисе, так как ранее уже был опыт сотрудничества. Я осталась довольна, если пойду дальше продолжать учебу — еще обращусь, спасибо.
Понравилось сотрудничать с этой компанией. Менеджеры приветливые, стоимость адекватная и работы в срок. Вся работа ведётся через личный кабинет на сайте. Также все погрешности при необходимости можно исправить. Рекомендую!
Большое Вам спасибо за оперативную и качественную работу!
Защитила на 4 диплом, хотя научник, когда только тему выбирала , сказал что выше тройки мне не видать! рада что обратилась в эту компанию. цена относительно невысокая. сроки хорошо
Замечательный сервис, выручает не первый раз. За три года, ни разу не нарушили сроки, за доработки денег не берут и работы очень хорошего качества. Цены приемлемые, не самые низкие, но хорошие услуги не могут стоить копейки.