Тезисный план по предмету «Педагогика»
На тему «РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Задание:
Методика обучения русскому языку в начальной школе РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1. Составьте тезисный план каждого раздела темы. Перечислите условия, необходимые для развития речи. Сформулируйте задачи развития связной речи. Каковы основные направления речевой работы? Какие условия обеспечивают систематичность в развитии речи? Как методика развития речи учитывает положения функциональной стилистики? Какая речевая работа опирается на лингвистику текста? На основе какой лингвистической дисциплины формулируются задачи речевой работы в школе? Раскройте суть основных направлений лексической работы. Назовите приемы работы над значением нового слова. Перечислите приемы активизации словаря учащихся. Назовите виды упражнений над предложением. Перечислите единицы связной речи. Назовите виды упражнений в связной речи. Чем характеризуется каждый из типов текста? Сформулируйте требования к пересказу (изложению). Назовите этапы работы над пересказом (изложением). На основе этой лекции: РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Научные основы методики развития речи. Развитие мышления — основа речевых упражнений. Методика работы над словарем. Синтаксическая работа в системе развития речи. Методика работы над связной речью. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Выделяются следующие периоды речевого развития человека. Младенческий возраст (до 1 года) — «гуление», лепет. Ранний возраст (до 3 лет) — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная. Дошкольный возраст (до 6 лет) — становление монологической, контекстуальной речи; появление форм внутренней речи. Младший школьный возраст (до 10 лет) — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монологической речи. Средний школьный возраст (до 15 лет) — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи. 6. Старший школьный возраст (до 17 лет) — совершенствование культуры речи, овладение научным языком, становление индивидуального стиля. В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. Их взаимоотношение показано на схеме: Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Внутренняя речь — это непроизнесенная и ненаписанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. В отличие от внешней внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями — отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особенно к письму. Внешняя звучащая, произносимая речь бывает диалогической и монологической. Диалог — это разговор двух или нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых высказываниях, так как дополняется мимикой, жестами, интонациями. Типичным вариантом диалога является беседа, Монолог — это речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Он не поддерживается вопросами и требует большой собранности, сосредоточенности говорящего. Иногда материал для монолога накапливается в течение длительного времени, обдумывается и записывается план, подготавливаются отдельные его фрагменты, отбирается лексика. Школьные монологи — это пересказ прочитанного, рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т.п. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь — звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональная окраска, усиливаемая жестами и мимикой, и т.п.). Письменная речь — это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв). Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающем развитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. В ней чаще употребляются конструкции, усложняющие предложения. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степени это компенсируется знаками препинания. Письменная речь осложнена орфографией. Наконец, она составляется и протекает значительно медленнее. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании — условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказаться о чем-либо письменно или устно. Содержание речи — условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.). Средства языка — условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи. В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Следовательно, методическим требованием развития речи учащихся является создание условий для активной речевой деятельности: восприятие образцов речи и мотивировка речевых высказываний. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа. 1.Усвоение литературной языковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значения известных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять те или иные языковые средства в определенных речевых ситуациях. Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами. Совершенствование культуры речи, доведение ее до необходимого уровня. Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырех обобщенных умений: а) ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознать свою коммуникативную задачу; б) планировать содержание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять контроль за своей речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера. Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью. Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работа над словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Лингвистической базой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью — это уровень текста. Основой для нее являются теория текста (лингвистика текста), логика, теория литературы. Эти три направления работы развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т.д. Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислим основные требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богатство, ясность, выразительность, правильность. Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, на наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно. Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы или особенностями мыслительной деятельности. Точность речи. Это требование предполагает умение не просто изложить факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели оптимальные языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые наиболее точно передают мысль. Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание, — это требование, вытекающее из точности речи. Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю и читателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать ее цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативно-целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией. Выразительность речи. Это качество предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная — общим настроением, отбором излагаемых фактов, выбором слов, их эмоциональной окраской, построением фраз. Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, орфоэпическую — для устной. Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений; перспективностью упражнений; разнообразием упражнений; 4} взаимосвязью упражнений. В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и во внеклассные мероприятия. Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста. Функциональная стилистика предполагает, что речи «вообще» не существует, есть ее разновидности, каждая из которых как бы обслуживает ту или иную сферу деятельности и общения. Условно выделено пять типовых сфер общения и соответственно им пять стилей речи. разговорный (сфера обиход но-бытового общения); научный (область науки и техники); деловой (оформление официально-деловых отношений); публицистический (общественно-политическая практика); литературно-художественный (искусство). Каждый из этих стилей имеет свою специфику, которая обусловлена различием ситуаций общения. Своеобразие той или иной типовой ситуации общения выдвигает определенные требования к организации высказывания — к отбору, как содержания, так и языковых средств. В связи с этим сделан важный методический вывод о том, что следует развивать не речь «вообще», а речь разговорную, деловую, художественную и т.д., формирование речевых умений детей нужно связывать с работой над конкретными стилями речи. Для начальных классов следует отобрать актуальные для реальной речевой практики младших школьников и наиболее контрастные стили: разговорный, научно-деловой и (средний между сугубо научным и официально-деловым) и литературно-художественный. Для первого стиля характерна непринужденность, живость; для второго - строгость; для третьего — образность и эмоциональность. Культура речи — это лингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей (коммуникативно-целесообразной) речи являются ее точность, богатство, выразительность. Таким образом, правильность и коммуникативная целесообразность — две ступени речевой культуры, выделяемые в современном языкознании. Названная область лингвистики помогает четко определить задачи и содержание работы по совершенствованию культуры речи в школе: учить пользоваться средствами языка, т.е. говорить правильно с учетом ситуации общения. Лингвистика текста рассматривает и изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов и т.д. Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике пока нет. Однако большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: наличие группы предложений; их смысловая связность (единство предмета речи, т.е. темы, и наличие основной мысли и ее развития); структурная связность предложений. Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно четко определять те умения, которые важно формировать у младших школьников: умения понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, осознавать ее и развивать в своей речи, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой. Детей следует специально учить построению текста, в том числе учить осознавать предмет речи и основную мысль, а также отбирать сведения, необходимые для раскрытия темы и развития высказанной мысли. 2. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - ОСНОВА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. По мнению Л. Выготского, внешняя речь — это процесс превращения мысли в слова, ее материализация. Психологической основой речи служит мысль, поэтому и условием речевого развития является обогащение мысли. Лишь на основе сформированности системы понятий и развитости умственных действий возможно успешное становление речи. Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку. Точное понимание смысла слова, обозначающего понятие, умение быстро, в доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление. Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком — запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, — создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются. С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами. Речь служит основным средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития. Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль. Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д. Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений: «Почему?». Важнейший источник речевых упражнений — сама жизнь, все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, используется для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи. Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр. Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза? Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый. О ком (или о чем) можно сказать: высокий — низкий, белый — черный, едят — пьют? 5. Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула. 6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный? К.Д. Ушинский писал, что все в мире человек узнает не иначе, как через сравнение. Сравнивать — это, значит, устанавливать сходство и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам. При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования: сравнивают только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее; сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления); сравнение должно завершаться выводами; начинать сравнивать следует с противопоставления контрастных признаков. Материал для сравнения дают наблюдения, но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются упражнения со сравнения двух предметов или явлений. Одна из важнейших задач умственного развития учащихся - это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. Поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, выявленные в ходе наблюдений, сравнений. Определение понятий приучает школьников к точной, строгой передаче своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы. Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий под родовые. Специальные упражнения в обобщении проводятся в основном в 1 и 2 классах: Каким одним словом можно назвать эти предметы? Какой предмет лишний? (Выделение объектов, не обладающих необходимыми признаками.) Дайте связное объяснение своего выбора. Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале. Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций - к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого объекта. Часто допускаются так называемые описательные определения, т.е. такие, в структуре которых родовое понятие отсутствует, а есть лишь видовые признаки. Например: Гроза — это когда дует сильный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь, Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения. Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственная зависимость. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения. Для развития мышления особенно важно овладеть умозаключением. Умозаключение — это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается новая мысль: «Сейчас хлынет дождь» (она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину («Надвигается туча») и следствие («Хлынет дождь»). Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственной зависимости повышает культуру речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения: устное или письменное описание наблюдений за изменениями в природе; составление планов текстов; установление последовательности в серии сюжетных картинок; постоянное обращение к детям с вопросами: «Почему? Как? Докажите». Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на них, если учитель систематически на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д. 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И Ожегова содержится 57 тыс. слов; в «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это общеупотребительная лексика; в указанные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторические названия, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ. Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведено 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связанных значениях. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основных направления. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4- 6 новых словарных единиц. Уточнение словаря. Это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает: наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов; усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе. 3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение. 4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.). Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Обогащение словаря. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда есть хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова: это влияет на их умственное развитие, воспитывает самостоятельность. В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для него способом. Рассмотрим основные приемы, расположив по степени их развивающего потенциала. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так, назвали: подосиновик, леденец, односельчане?» Данный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных. Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточно высока. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании данного приема довольно часто возникает ошибка: разбирая, например, значение слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы. 10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — «военный корабль». Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах. В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами. Тропы — это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление (ледяные руки — «замерзшие»). Сравнение — простейший вид тропа, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Встречается и в стихах, и в прозе (поет, как соловей). Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, полезно предлагать такие задания: «Представьте себе, как …». Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений. Но навязывать детям работу над сравнениями нельзя. Каждое их сравнение только в том случае будет представлять ценность для речевого развития, если оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину. Эпитет — это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором (кудрявый клен). Чаще всего эпитет — прилагательное, но может быть выражен именем существительным (волшебница-зима) или наречием (утомительно гремит). Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. Очень важно приучить детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Запылали алым цветом кисти спелые рябин.) Перифраз — описательный оборот речи, замена какого-либо подлинного имени, слова, термина указанием на те или иные его свойства («царь зверей» вместо «лев»). Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка: обнаружение в тексте образных слов; объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем; . иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: Какую картину ты представляешь себе?, использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т.п. Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов. Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться: — оттенками лексического значения; эмоционально-экспрессивной окраской; стилистической принадлежностью; степенью употребительности; сочетаемостью с другими словами. Так, по отношению к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторое пренебрежение, синоним безмозглый крайне груб и употребляется лишь в разговорной речи. Синонимы могут обозначать различные оттенки и варианты основного понятия: сказать -произнести, молвить, изречь. В этом синонимическом ряду все слова обозначают понятия «сказать» (говорение), но по-разному. В начальных классах не все программы дают теоретические сведения о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов: обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами; подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления; специальные упражнения с синонимами; активизация употребления синонимов, т.е. использование в связной речи; исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов),замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию (светлое, солнечное небо). Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный. Целесообразно вводить группы из трех синонимов и более. Приведем примеры простейших упражнений с синонимами. Дается ряд слов, относящихся к одной части речи. В нем две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из ряда выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Синонимы располагаются по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словам
Дата заказа: 18.05.2020
Выполнено: 20.05.2020
Спустя почти 4 года учебы хочу оставить свой благодарственный отзыв — спасибо Студсервис за мои хорошие оценки, за ваших талантливых авторов и за терпеливых менеджеров.
Учась в магистратуре не было времени писать магистерскую из-за работы, решила заказать в Студсервисе, так как ранее уже был опыт сотрудничества. Я осталась довольна, если пойду дальше продолжать учебу — еще обращусь, спасибо.
Понравилось сотрудничать с этой компанией. Менеджеры приветливые, стоимость адекватная и работы в срок. Вся работа ведётся через личный кабинет на сайте. Также все погрешности при необходимости можно исправить. Рекомендую!
Большое Вам спасибо за оперативную и качественную работу!
Защитила на 4 диплом, хотя научник, когда только тему выбирала , сказал что выше тройки мне не видать! рада что обратилась в эту компанию. цена относительно невысокая. сроки хорошо
Замечательный сервис, выручает не первый раз. За три года, ни разу не нарушили сроки, за доработки денег не берут и работы очень хорошего качества. Цены приемлемые, не самые низкие, но хорошие услуги не могут стоить копейки.