Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге
Авторам

Методы исследования в курсовой работе

7 сентября 2022 г.

Время чтения 4 минуты

Содержание:

Под методами исследования подразумевают способы и приемы, которые используются для изучения объекта и предмета научной работы студента. Таких методов много, и выбор конкретных из них зависит от характера и темы курсовой работы. Научные способы познания помогают решить задачи исследования и достичь поставленной цели.

Черты, характерные для научного метода исследования

Все научные методы обладают рядом свойств. Это:

  1. Объективность. В ходе исследования не допускается субъективный подход, так как это искажает результаты исследования.
  2. Воспроизводимость. Речь идет о том, что все результаты, полученные разными исследователями, в разных условиях, но на одних и тех же объектах, должны быть примерно одинаковыми. Воспроизводимость эксперимента означает его научность.
  3. Эвристичность (способность открывать новые знания). Это значит, что, при проведении научного эксперимента с использованием конкретного метода исследования, проверяется гипотеза. Она в итоге либо подтверждается, либо опровергается. В любом случае, результатом применения метода будет получение новой информации.
  4. Необходимость. Метод позволяет проверить на достоверность или получить знания, которые еще не проверялись либо были изучены недостаточно.
  5. Конкретность. Выбранный способ познания должен решать конкретную задачу.

Классификация методов научного познания

Различают приемы и методы научного познания, которые используются при написании курсовых и дипломных работ. К первым относятся:

Анализ и синтез

Эти приемы тесно взаимосвязаны между собой и представляют противоположности относительно друг друга. Анализ – это такой прием мышления, при котором изучаемый объект раскладывают на составные части для их изучения по отдельности.

Синтез – это прием, при котором ранее выделенные отдельные части изучаемого объекта объединяют в единое целое для того, чтобы получить знание о нем. Это делают, выявляя связи и отношения, которые объединяют ранее выделенные части в одно целое.

Абстрагирование и обобщение

Абстрагирование – прием мышления, суть которого состоит в отвлечении от определенных свойств объекта в ходе изучения. Это делают для того, чтобы более глубоко, предметно изучить одну сторону объекта.

Обобщение – прием, использование которого позволяет установить общие свойства и признаки объектов. При использовании такого приема осуществляется переход от частного к более общему понятию.

Индукция и дедукция

Данные методы предоставляют возможность делать заключения о неизвестном, опираясь на уже имеющиеся знания. При применении индукции общий вывод делают на основе частных посылок. В данном случае мысль движется от частного к общему.

Дедукция является способом рассуждения, при помощи которого из общих посылок делают заключение частного характера.

Аналогия

Этот метод нашел применение в точных науках, гуманитарной отрасли, естествознании и техники. Такой прием использует следующие постулат: знание, полученное из рассмотрения определенного объекта, переносится на менее изученный объект, который имеет сходные с первым свойства и качества.

К методам научного познания относят следующее:

  1. Моделирование. Суть метода заключается в изучении объекта исследования путем создания его копии – модели. Его использование позволяет изучить те стороны исследуемого объекта, которые нельзя определить путем непосредственного изучения или же это невозможно из-за существующих ограничений. В научном познании применяются материальные и идеальные модели. Первые – это природные объекты, которые подчиняются естественным законам, а вторые – идеальные образования, функционирующие по законам логики мышления, отражающей мир.
  2. Наблюдение. Этот научный метод относится к группе эмпирических. Он представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Такое изучение объекта отличается от обычного созерцания, так как обусловлено определенной научной идеей. Наблюдение может быть прямым, косвенным, непосредственным и опосредованным (приборным). В научной практике разные виды наблюдений обычно не используются в чистом виде, а сочетаются друг с другом.
  3. Измерение. Данная познавательная операция дает возможность получить численное значение измеряемых величин. Такой метод научного познания дополняет качественные методы. При измерении сравнивают объекты по некоторым свойствам, которые у них схожи. Измерение бывает прямым и косвенным (непосредственная эмпирическая процедура и получение измеряемой величины на основе математической зависимости соответственно).
  4. Эксперимент. Этот метод познания затрагивает практически-познавательную деятельность. Это особый опыт, с помощью которого можно получить новые знания об изучаемом объекте. Для того, чтобы провести эксперимент, создают специальные условия и контролируют их. В ходе его проведения исследователь принимает активное участие в изучении процесса, отмечает его изменения. Эксперимент бывает исследовательским, проверочным, воспроизводящим, изолирующим, качественным или количественным.

Специальные методы научного исследования

Существуют специальные, или конкретно-научные методы исследования. Они используются только в конкретной дисциплине. 

  1. В биологии используются биохимический, исторический, генеалогический методы.
  2. В медицине применяются такие методы, как функциональная и лабораторная диагностика.
  3. В юриспруденции прибегают к историко-правовому, сравнительно-правовому, право-социологическому методам.
  4. В экономике востребованы максимально точные методы: экономический анализ, социологический метод, экономическое моделирование.

В следующем видео достаточно подробно рассматривается классификация методов научных исследований

 

Самые популярные статьи