Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уровень мотивации к обучению является важным фактором, влияющий на результат самого обучения. Мотивы это движущие силы усвоения материалов и процессов обучения.
Процесс возникновения мотивации к обучению является непростым и неоднозначным. Мотивация-это основа для студентов по формированию будущих профессионалов. Поэтому вопрос, который связан со стимулами и мотивами к учебной деятельности является особенно актуальным.
Изучение мотивов выбора будущей профессии открывает возможности для изменения мотивов обучения и влияния на профессиональное становление обучающих.
«Локус контроля» и «мотив достижения» данные понятия являются взаимосвязанными, так как они составляют основу для формирования мотива. Локус контроля определяет то, на основе чего обучающиеся строит свои мотивы к учебе, поэтому изучение данного вопроса является неотъемлемой частью данной темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие учебной мотивации
Учебная деятельность составляет важной составляющей в становлении личности, она занимает долгий период жизни каждого человека, начиная с детских лет и закачивания учебу в средних и высших заведениях. Обязательным требованием к любой личности относится получение образования, поэтому вопрос мотивации обучения является актуальным в педагогике и психологии.
От силы мотивации зависит процесс учебной деятельности студентов и в дальнейшем овладение профессиональными навыками. Для корректировки методов работы, формирование позитивной мотивации, повышения эффективности учебного процесса необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности.
1.2 Понятие и сущность локуса контроля
Понятие "локус контроля" было введено еще до н. э. локус контроля характеризует склонность человека приписывать ответственность за события жизни и результаты своей деятельности внешним силам (локус внешнего и внешнего контроля) или собственным способностям и усилиям (локус внутреннего и внутреннего контроля).
Психологические аналоги локуса управления отмечены понятием компетентности.
Джоуль Роттер вывел локус управления из своей теории социального образования. Где центральное место отводилось ожиданию, ожиданиям индивида, что его поведение приведет к некоторому подкреплению (вознаграждению). Локус контроля-это обобщенное ожидание того, в какой степени индивидуумы контролируют усиление в своей жизни.
1.3 Социально-психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст - особый период в жизни человека, главным образом потому, что возраст от 18 до 25 лет является скорее первичным звеном в цепи зрелых возрастов, чем окончательным в цепи периодов развития раннего детства. Данный возраст является поздним подростковым возрастом или ранней зрелостью. Отсутствие единого термина говорит уже о сложности, неоднозначности психологических особенностей этого периода жизни.
Заслуга самого раскрытия проблемы ученика в статусе социально-психологической и возрастной категории относится к психологической школе Б.Г. Ананьева.
Данные, полученные исследователями школы Б. Г. Ананьева, показывают, что возраст учащихся-это момент сложной структурирования интеллекта, который очень индивидуален и переменчив.
Значительное количество исследователей представляют процесс развития человека "непрерывный рост функциональных характеристик и работоспособности, динамику постепенного движения без упадка и кризиса, даже без стабилизации функций». Несомненно, наибольшие возможности развития есть в возрасте студентов; именно в этой возрастной группе находятся чувствительные периоды, которые еще не использовались в обучении. «В сложной структуре этого периода развития моменты подъема одной функции (пиковые или оптимальные) сочетаются не только с моментами стабилизации, но и с моментами спуска других функций.»
По мнению БГ Ананьева, структура интеллекта динамически меняется на протяжении всего возрастного развития и в пределах возраста ученика. Так, к 18-21 годам коррелятивная плеяда различных функций (память, мышление, восприятие, внимание) возникает в виде цепочки звеньев, тогда как к 22-25 годам образуется сложный комплекс, с мнемическим и Афинским ядрами. В студенческом возрасте фактор внимания играет важную роль, но в этот период он занимает лишь четвертое место по количеству и силе корреляций, хотя уровень его концентрации повышается. Стабильность внимания повышается только с 22 лет, что указывает на важность целенаправленной работы по организации внимания учащихся в образовательном процессе.
Развитие мышления и развитие памяти взаимосвязаны: в 18 лет мнемические функции развиваются быстрее, чем логические, тогда как в 21 год отображается обратная картина, а в 23 года показатели обеих функций снижаются. В 17-20 годах происходит относительная стабилизация психических функций.
Одной из специфической особенностью студенческого возраста представляется развитие познавательной сферы. В этот период познавательные способности человека достигают своей оптимальной ценности. В 18-25 лет у человека наивысший уровень логического и абстрактного мышления, ускоренное развитие словесных способностей. Развитие абстрактно-логического мышления означает появление новой потребности. В этом возрасте у молодежи возникает влечение к абстракции, теоретизированию и, главное, пониманию как инструменту познания, интерпретации и оценки действительности.
Студент представляет собой специфическую социальную категорию, особую общность людей. Социальная-профессиональная категория сложилась с момента появления первых университетов в XI-XII вв.к студентам относятся люди, которые сознательно и систематически осваивают профессиональные знания и навыки, которые должны усердно работать. Как социальная группа она характеризуется профориентацией и формированием отношения к будущей профессии.
Выводы по 1 главе
Таким образом, обобщив теорию по первой главе дипломной работы, можно отметить, что понятие учебной мотивации играет значительную роль в разных отраслях современной науки. Также при рассмотрении понятия локуса контроля ценный вклад в разработку понятия учебной мотивации внес Дж. Роттер.
Мы выяснили, что учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность. Учебная мотивация отличается направленностью, динамикой и устойчивостью. Определение доминирующего побудителя, структуры мотивационной сферы человека – необходимые составляющие при анализе мотивации учебной деятельности.
Успех образовательной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов.
Определение учебной мотивации тесно связано с определением локуса контроля, где локус контроля следует рассматривать как характеристику человека, являющуюся одним из важных факторов его личностного развития. При этом сама эта характеристика изменяется под влиянием других внешних и внутренних факторов развития личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Просвещение, 2006.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал – 2014–Т. 5 - № 3 – С. 152-163
3. Альгин А.П. «Риск и его роль в общественной жизни». - М., 2009.
4. Бейлькин М. Достоинства и недостатки учения о "гендерном поле" // Конференция "Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии". Москва. 29-30 мая 2003
5. Корнилов А.П. «Деятельностная психология личности» в концепции Г. Крампена // Вопросы психологии. 2000, № 2.
6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб:"Прайм-ЕВРОЗНАК", 2011
7. Введение в гендерные исследования. Части 1 и 2. СПб,: Алетейя, 2011
8. Квин В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2011
9. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 2008г.
10. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 2013.
12.Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. 2005. Т. 16. N 1.
13. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики "Уровень субъективного контроля" // Психологический журнал. 2009. Т. 20. N 2.
14. Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2013.
15. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 2013.