Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) – один из наиболее значимых писателей в русской литературе девятнадцатого века, внесший значительный вклад в развитие русской литературы.
Картина современной жизни в произведениях Тургенева представлена романтичной, овеянной верой в творчество, в любовь и в искусство. Тургенев был убежден в том, что литература помогает обществу в его движении и развитии с идеологической и исторической точки зрения. Творчество Тургенева во многом стало новым в русской литературе.
Его ценность не измерить, но, несомненно, творчество Ивана Сергеевича Тургенева – одно из самых значимых явлений в русской литературе. К новшествам, созданным этим автором, можно отнести:
Тонкое, чувственное описание красот русской природы. Тургенев, как ни одни прозаик до него, так пронзительно живописал прекрасные и пленительные пейзажи просторов нашей родины. Образы народа, крестьянского быта и жизни. Так откровенно о тяготах простого народа и о печалях невольной, крепостной жизни крестьян до Ивана Сергеевича не писал ни один прозаик.
Целью данной работы является рассмотрение И. С. Тургенева как романиста.
Задачи:
1) Рассмотрение особенностей романов И. С. Тургенева.
2) Описание образа «русского человека» в романах И. С. Тургенева.
3) Анализ «семантической поэтики» в «Рудине».
1 Особенности романов Тургенева
В произведениях Тургенева впервые поднимается актуальная в те времена тема: тема крепостного права и необходимости его отмены. Все это производило эффект на читательскую публику и создавало множество споров и обсуждений. Впервые так ярко показаны личности персонажей: идеалистов, реалистов и даже нигилистов. До сих пор личность героя его произведения «Отцы и дети» - Базарова – является спорной и вызывает искренний интерес у читателя. Обсуждение «вечных» актуальных проблем во взаимоотношениях в обществе. Тема любви, тема «отцов и детей», тема надежды, бессилия, обиды – все это ярко показано в произведениях И. С. Тургенева.
Именно поэтому, данные шедевры русской и мировой литературы не теряют своей популярности и актуальности и по сей день.
Известный российский литературовед В. А. Недзвецкий, сопоставляя отечественный классический роман с романным эпосом Западной Европы, назвал его онтологическим. Под онтологическим романом он подразумевал роман особого типа, в котором социально-бытовые проблемы рассматриваются «через бытийные основы, драмы и чаяния человека и человечества» . Действительно, в романах И. А. Гончарова, И. А. Тургенева, Ф. М. Достоевского всегда проблемы текущей жизни, личные, частные рассматривались с позиций общенациональных, общечеловеческих, говорилось ли в них о любви, счастье, сущности искусства или о смысле индивидуального бытия человека.
Подойдя к написанию своего первого романа, И. С. Тургенев оказался перед трудной задачей, связанной с организацией его сюжета и выстраиванием художественного пространства. Опыт отечественной литературы в создании реалистического романа был весьма небольшой, всего два произведения: «Кто виноват?» А. И. Герцена и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова. Но оба они не могли быть образцом для Тургенева.
Оба произведения имели ярко выраженную антиромантическую установку, актуальную в 1840‑х годах, в период борьбы с «массовым романтизмом», но уже не вполне приемлемую для Тургенева. И он создает особый роман, лишенный авантюрного начала и подробностей повседневной жизни, роман, который можно обозначить как усадебный. Такой роман практически не имеет аналогов в мировой художественной практике, хотя некоторые элементы его структуры можно обнаружить в пушкинском «Евгении Онегине» («деревенские» главы) и в романе «Валентина» Жорж Санд (1832).
Но именно автор «Дворянского гнезда» выступил создателем многоуровневого усадебного сюжета, закрепил его в жанре драмы, романа и повести, первым в литературе изобразил расцвет русских усадеб с присущей им поэзией и философией сада Текст тургеневского усадебного романа — это несколько лирико-драматических сцен из жизни героев, наполненных диалогами о сущности жизни, искусстве, любви, общественных проблемах.
Но самое главное — это ситуации, передающие жизнь сердца главных героев, красоту их чувств, тончайшие перемены настроения, их духовно-нравственное развитие.
Особую, лирическую ауру его произведений, их «аромат», если так можно выразиться, передают описания природы в ее онтологической и поэтической сущности, музыка, которой они наполнены, любовь, звучащая как высокая музыка, соединяющая мгновения жизни героев с вечным космосом. В эти лирико-драматические сцены вкраплены биографические очерки и исторические сведения, посредством которых жизнь героев «вписывается» в семейно-родовой и историко-культурный хронотоп. Еще одна особенность романов Тургенева: их мир чрезвычайно плотно насыщен сюжетами, образами и мотивами культуры. Сам писатель считал, что одна из главных задач литературного процесса — вписать жизнь человеческую и жизнь общества в культурно-исторические формы. Поэтому во многих его
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Эксмо, 2016.
2) Кнабе Г. С. Тургенев, античное наследие и истина либерализма // Вопросы литературы. 2005. № 1. С. 84–110.
3) Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма. Russian literature. 1974; 7/8: 47 – 82.
4) Мемуары Тургенева// http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/
5) Недзвецкий В. А. Шестнадцать шедевров русской литературы. М.: МГУ, 2014. С. 17.
6) Немзер А. Поэзия Жуковского в 6 и 7 главах романа «Евгений Онегин». Пушкинские чтения в Тарту 2. Тарту, 2000: 43 – 64.
7) Новикова-Строганова А.А. О названии романа И.С. Тургенева «Рудин». Русская речь. 2010; С. 9 – 12.
8) Пахомова А. Е. Молодые тургеневеды о Тургеневе // Сб. статей. М., 2006. С. 35–47.
9) Пустовойт П. Г. В поисках гармонии (И. С. Тургенев — художник слова). Филологические науки. 1996. № 1. С. 35–45.
10) Сегал Д.М. Русская семантическая поэтика двадцать лет спустя. Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. 1996; Т. 2; № 1: 7 – 52.
11) Тахо-Годи Е.А. Замысел античной виньетки у Пушкина. Пушкин и мир античности. Материалы чтений в «Доме Лосева» (25-26 мая 1999 г.). Москва, 1999: 100 – 117
12) Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М.: Наука, 1978–1986. Письма: В 18 т.
13) Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Тургенев И. С. Избранные сочинения. М., 1987.
14) Тургенев И.С. Рудин. Собрание сочинений: в 12 т. Москва, 1976; Т. 2: