Фрагмент для ознакомления
2
Задания (7 семестр)
1. Задания по темам: «Коммуникативные каналы», «Групповая коммуникация»
1. Приведите примеры фронтальной и радиальной коммуникативной структуры группы. Опишите плюсы и минусы централизованной коммуникативной структуры малой группы. Приведите примеры подобных структур.
Ответ:
Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. М. А. Василик дает следующее определение: "Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации".
Владение информацией является важным показателем положения члена группы в ее иерархии, поскольку доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые "привилегии". Человека, являющегося информационным центром группы, называют "коммуникативным лидером", по своим возможностям он близок к лидеру, поэтому они достаточно схожи по своему статусу к лидерской позиции. А информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, т.е. обладание информацией связано с величиной статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более позитивный характер придается передаваемой информации.
Фронтальная и радиальная коммуникативная структура:
Фронтальная - участники не вступают в контакт, но находятся в иоле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия.
Радиальная - вся информация передастся членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Таким образом, в централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию, а также к этому одному человеку вся информация и «стекается».
Так, например, во многих организациях не разрешается нижестоящим сотрудникам напрямую обращаться к вышестоящим, минуя своих непосредственных начальников. Если же это случается, то такое поведение рассматривается как нарушение субординации, оно даже получило свое название – «прыгать через голову». Чтобы такого не происходило, любое обращение должно проходить всю иерархию должностных лиц.
2. В каких малых социальных группах Вы состоите? Докажите, что эти социальные группы – малые.
Ответ: Малые социальные группы:
Это - семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда. Моей малой социальной группой является семья, круг моих близких друзей, группа в которой я учусь.
3. Приведите примеры 2-3 малых социальных групп, в которых вы состоите. Опишите тип коммуникативной структуры, сложившийся в них. Чем обусловлено формирование того или иного типа коммуникативной структуры в описываемых Вами группах.
Ответ: Это - семья, студенческая группа, спортивная команда.
Основные характеристики социометрической структуры малой группы:
1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.
Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.
Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.
Основные характеристики коммуникативной структуры группы:
1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
3) тип коммуникативных связей между членами группы:
а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);
б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
4. Вам необходимо представить образец публичной речи. Предложите сферу, для которой Вы составите речь. Составьте текст своего выступления.
Ответ: например защита курсовой работы. Речь к ней является публичной.
Пример:
В своей работе я раскрыл понятие ГТО, показал основные функции, задачи и принципы комплекса.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности и нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Этот комплекс регулируется «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“». Для успешного развития страны необходимо, чтобы население было здоровым. Для этого людям необходимо заниматься спортом, физическими нагрузками, следить за своим питанием. Особенно это касается молодого поколения, студентов и школьников таких как мы. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений. Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру и формирует себя в качестве общественного существа, предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания - значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, - необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании. В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская деятельность в школе направлена на эффективную организацию учебного процесса, который способствует психологическому и социально-культурному становлению учащихся, путем создания условий для формирования осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и повышением уровня физической подготовленности. Школьные нормативы не только позволяют укрепить дух и сохранить нормальную работоспособность мышц, дыхания и сердца, но и проявить участие в различных спортивных мероприятиях: конкурсах; соревнованиях; олимпиадах. Именно с младшего возраста, возможно заметить у ребенка потенциал и способность достичь победы среди сверстников. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, ухудшение здоровья учащихся предопределяют невозможность противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества. От физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождении России. Я считаю, что введение комплекса ГТО является хорошим шагом для повышения уровня физического здоровья людей. Ведь сдавая нормы ГТО человек занимается спортом, а это укрепляет его здоровье.
5. Приведите примеры устной публичной коммуникации. Какие требования предъявляются к публичной коммуникации?
Ответ: Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей.
Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные формы:
- Диалог при слушателях. Телевизионное интервью