Фрагмент для ознакомления
2
Задача № 1
Специалистами отдела Комплекса городского хозяйства, Объединения административно-технических инспекций совместно с представителями префектур, контролирующих и эксплуатирующих организаций проверено состояние водного бассейна рек Москвы, Яузы и содержание прилегающих территорий. В частности, выявлено, что на прибрежных территориях реки Москвы в Центральном административном округе г. Москвы размещены АЗС.
Вопросы к задаче:
Имеет ли место нарушение правового режима водоохраной зоны реки Москвы?
Каким образом устанавливаются размеры и границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос рек на территории городов и других поселений?
Какие меры могут быть приняты для устранения нарушений правового режима водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы поверхностных водных объектов?
Какой действует порядок размещения АЗС в г. Санкт-Петербург?
Решение
1. Установление характера правоотношений. В данном споре можно различить следующие виды правоотношений: а) экологические правоотношения связанные с охраной и рациональным использованием окружающей природной среды, её сохранением и восстановлением; б) правоотношения связанные с использованием и охраной водных объектов; в) правоотношения связанные с использованием и охраной земель в Российской Федерации.
2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношений, для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов:
2.1. Конституцию Российской Федерации 1993 г., как основу законодательства в области охраны окружающей среды, обладающей высшей юридической силой.
2.2. Акты, экологического законодательства, определяющие правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, регулирующие отношения в сфере взаимодействия с окружающей природной средой при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, а именно: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды».
2.3. Акты, регулирующие отношения в области использования и охраны водных объектов, а именно «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016), Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
4. Определение круга материалов судебной практике по данной категории споров. Материалов, характеризующих судебную практику по данным вопросам не найдено.
5. Обоснование решения спора и/или ответов на поставленные вопросы. С учетом: а) определения и установления характера возникших правоотношений; б) выбранных нормативных правовых актов и опираясь на имеющиеся взгляды по возникшим проблемам можно предложить следующие решение возникшего спора:
5.1. Применительно к вопросу: Имеет ли место нарушение правового режима водоохраной зоны реки Москвы?
5.1.1. Согласно части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, река Москва относится к поверхностным водным объектам. Согласно данных Государственного водного реестра (http://www.textual.ru/gvr/index.php?card=178461&bo=0&rb=0&subb=0&hep=0&wot=21&name=%CC%EE%F1%EA%E2%E0&loc=) река Москва имеет длину 473 км. Согласно, части 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны рек длиной от пятидесяти километров и более составляет двести метров. Таким образом, ширина водоохраной зоны реки Москва составляет двести метров.
В материалах дела напрямую не сказано о расстоянии от границы водного объекта до территории АЗС, но очевидно, что прибрежная территория составляет менее двухсот метров от границы реки.
5.1.2. Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами считаются территории, которые примыкают к береговой линии реки и на которые устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ говорится о том, что в границах водоохранных зон запрещается размещение, в том числе автозаправочных станций складов горюче-смазочных материалов.
Следовательно: АЗС размещены в пределах водоохраной зоны реки Москвы, таким образом, это является нарушением требований статьи 65 Водного кодекса о режиме использования водоохраной зоны.
5.2. Применительно к вопросу: Каким образом устанавливаются размеры и границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос рек на территории городов и других поселений?
5.2.1. Набережные центрального округа Москвы имеют централизованные системы ливневого водоотведения и гранитные парапеты.
5.2.2. Согласно части 14 статьи 65 Водного кодекса РФ на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
5.2.3. В случае если на территории города или поселения централизованных ливневых систем водоотведения и набережных, то ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Следовательно: Таким образом, если не территории города имеется набережная и централизованная ливневая система водоотведения, то граница прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом набережной, а ширина водоохраной зоны отсчитывается от парапета. Если на территории города или поселения нет набережной, тогда ширина водоохраной зоны отсчитывается от границы водного объекта.
5.3. Применительно к вопросу: Какие меры могут быть приняты для устранения нарушений правового режима водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы поверхностных водных объектов?
5.3.1. Согласно статьи 8.42 1. нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей, а на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
7. Список использованной литературы.
1. Борисов А.А. Экологическое право: конспект лекций. М., 2015. 263 с.
2. Государственный водный реестр. Электронная база данных. http://water-rf.ru
3. Ильиных А.Л., Гиниятов И.А. К вопросу об использовании земель водоохранных зон // Интерэкспо Гео-Сибирь. Выпуск № 3. Том 3. 2015. С. 203 – 210.
4. Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2011. 482 с.