Фрагмент для ознакомления
2
1. Административные методы государственного регулирования процессов развития организации.
Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.
Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание государственной администрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.
В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.
Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.
Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен. Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др. Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.
При условиях переходного периода от административно-командной системы к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого периода, в котором, в частности, оказалась Украина, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.
Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование - это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.
Государство вмешивается в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.
В условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономически - и социального развития. Ответственность за это положенная на представителей Президента и государственные администрации всех уровней - области, административного района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального административного регулирования сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов.
Механизм административного реформирования внешнеэкономической политики - это воплощения у жизни административными государственными органами мероприятий из формирования внешнеэкономических связей.
В цивилизованных странах регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы.
К административным методам регулирования экономики относятся:
1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
4) контроль (над доходами, ценами и пр.).
Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти. Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.
Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды "Боржоми", мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.
В основе классификации административных методов государственного управления лежит их группировки по отдельным признакам. Наиболее значимой для них является систематизация, построена на учете специфики средств (форм) организационного влиянии. К ним можно отнести: полномочия, ответственность, дисциплинарные требования, нормы, регламенты, приказы, распоряжения и т.д. Систематизируя эти средства воздействия по роли в процессе управления, выделяют три основные группы административных (организационно-распорядительных) методов управления: регламентационных, распорядительные, нормативные.
Сутью регламентационных методов является установление состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей (как по системе в целом, так и по отдельным ее звеньями), общей регламентации, т.е. разграничения и закрепления задач, функций, прав и ответственности, установления взаимосвязей. Они осуществляются с помощью уставов, положений, должностных инструкций и других регламентов.
Следующей группой административных методов управления являются методы распорядительного воздействия. Распорядительные методы отражают текущее использование установленных организационных связей, их частичное корректировки в случае изменения условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в установленном порядке их прав и обязанностей.
Нормативные методы дополняют по сути регламентационные и распорядительные Они предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и систем ответственности.
Все три группы административных методов применяются как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Они являются взаимозаменяемыми, что и предопределяет возможность их использования в различных органах исполнительной власти.
Обоснованная дифференциация административных методов государственного управления по уровням управленческой системы играет важную роль в науке государственного управления и способствует наиболее полному учету организационных отношений в социальной системе И наоборот, применение этой группы методов с нарушением положения ступени управления в иерархии структуры исполнительной власти может привести к нарушению управлять носках процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (31 июля 1998 года №145-ФЗ).
3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
4. Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 года.
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 года N 221.
6. «Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры» (4-е издание, измененное и дополненное) (Шахрай С.М.) ("Статут", 2017).
7. Постановление от 15 апреля 2014 г. N 320 об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
8. «Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник» (3-е изд., перераб. и доп.) (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно) ("НОРМА", "ИНФРА-М", 2017).
9. Соломатин М. С., Сайбель Н. Ю. Влияние денежно-кредитной политики государства на уровень жизни населения // Молодой ученый. - 2016. - №29.
10. Статья: Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. (Яговкина В.А., Чернышова Н.А.) ("Финансовое право", 2016, N 12).
11. Статья: Государственная экономика как объект административно-правового воздействия (Саидов З.А.) («Административное и муниципальное право», 2016, N 3).
12. Статья: Правовые основы государственного планирования (Курбатов И.А.) ("Предпринимательское право", 2015, N 4).
13. Статья: Новый порядок административно-правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере экономики (Саидов З.А.) ("Административное право и процесс", 2016, N 9).
14. Статья: Основания государственного вмешательства в регулирование экономических отношений (Егорова М.А.) ("Юрист", 2015, N 20).
15. Статья: Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.) ("Банковское право", 2016, N 15).