Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Теоретический вопрос к контрольной работе
Муниципальный сектор экономики в РФ: содержание, состояние и роль в финансовой системе страны
Ответ:
В современных условиях муниципальный сектор экономики представляет собой экономическую категорию, которая выражает экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие всего этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности [8, с.16].
Муниципальный сектор представляет собой совокупность первичных единиц – муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории [2, с.28].
Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства – единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения. Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Существуют следующие виды структур [3, с.25]:
Задание 2. Кейс
Представьте и оцените структуру федерального бюджета Российской Федерации, а также одного из субъектов РФ и одного муниципального образования из выбранного региона. Оперируя полученными результатами, раскройте содержание бюджетного федерализма в РФ.
Ответ:
Федеральный бюджет оказывает важное влияние на развитие государства. При возникновении непредвиденных обстоятельств повышается значимость оперативного изменения показателей. В частности, пандемия коронавируса в 2020 году привела к необходимости властей вводить ряд изменений в предусмотренный ранее план бюджета.
В таблице 1 представлена динамика и структурная доля показателей доходной части федерального бюджета РФ
Таблица 1 – Динамика и структурная доля показателей доходной части федерального бюджета РФ [9]
Анализ доходов федерального бюджета показал, что наибольшую долю на 2020 год занимают ненефтегазовые доходы. Заметим, что доля нефтегазовых доходов имеет тенденцию к снижению: в 2020 году по сравнению с показателем 2011 года структурная доля сократилась на 21,6%, в сравнении с 2019 годом – на 11,3%, что говорит о снижении нефтяной зависимости экономики. В структуре ненефтегазовых доходов заметно в 2020 году увеличение доли доходов, связанных с внутренним производством (на 1,8% в 2019 году и на 12,9% в 2011 году). В 2020 году наблюдалось снижение доходных поступлений на 7, 3% в сравнении с 2019 годом, связанных с сокращением нефтегазовых доходов на 33,9%. При этом нефтегазовые доходы увеличились на 9,9%, в частности, доходы, связанные с импортом увеличились на 2,9 %, прочие выросли на 55, 8%, в то время как доходы, связанные с внутренним производством сократились на 2% (в связи с сокращением суммы налога на прибыль на 7,9% и акцизов на 4,9%).
Можно сделать вывод, что наибольшую долю в федеральном бюджете в 2020, 2029 и 2011 годах занимала статья расходов «Социальная политика» (30, 6 % на 2020 год). В 2020 году произошло увеличение таких статей расходов, как «Здравоохранение», «Социальная политика» и «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
В таблице 2 представлены динамика и структура показателей расходной части федерального бюджета РФ. Как можно отметить по данным таблицы 2, в 2020 году произошло резкое увеличение расходов бюджета - на 4 607, 1 млрд. руб. или 25,3 % в сравнении с 2019 годом, в частности, наибольший рост характерен для статей «Здравоохранение» (87, 2%), «Социальная политика» (43,2 %), «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (39,2%).
Таблица 2 – Динамика и структурная доля показателей расходной части федерального бюджета РФ [9]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аналитический сборник «Экономика и денежно-кредитные условия Республики Крым» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cepulib.ru/documents/bank_rossii/EdkuRespubliki_Krym_2020_11.pdf.
2. Бирамова А.К., Шалатов В.В. Муниципальный сектор экономики // Научный альманах. – 2018. - №12-1. – С.28-31.
3. Васильченко Д.Г. Развитие муниципального сектора экономики на основе использования муниципальной собственности // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2018. - №4. – С.25-26.
4. Госсектор в российской экономике: региональная структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/competition/competition.06.2020.pdf.
5. Ибрагимова И.И., Джабраилова М.А., Мирзабекова Э.Ф. Характеристика российской модели бюджетного федерализма и особенностей межбюджетных отношений // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - №63-4. – С.20-23.
6. Отчет об исполнении бюджета Городской округ Ялта Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yalta.rk.gov.ru/ru /structure/_otchety_ob_ispolnenii_biudzheta_munitsipalnogo_obrazovaniia_gorodskoi_okrug_ialta_respubliki_krym.
7. Результаты мониторинга местных бюджетов [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/.
8. Сагатгареев Р.М., Камалов Р.К. Экономика муниципального сетора: Учебное пособие. – Уфа: Аэтерна, 2021. – 181с.
9. Федеральный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/bu dget/federal_budget/budgeti/2020/.
10. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gks.ru›free_doc/new_site/bd_munst/1-adm_2020.xlsx.