Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом»: родители должны понимать идею А. С. Макаренко [4] о том, что «воспитание детей-это важнейшая сфера нашей жизни... Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Воспитание ребенка должно рассматриваться не как личное дело, а как выполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность граждан, будущих отцов и матерей, и не только они заинтересованы в успехе, но и общество в целом. Успешное воспитание в семье возможно только тогда, когда родители четко понимают его цель и задачи, пути и средства их реализации. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно хорошо его знать и понимать, а для этого нужны педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе правильных путей его воспитания.
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимоуважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Семейная жизнь должна быть организована таким образом, чтобы не только материальные потребности (пища, одежда, тепло и т. д.), но и духовные потребности полностью удовлетворяются и развиваются.
Цель работы – рассмотреть условия правильного воспитания детей в семье.
1. Осознание родителями ответственности за своих детей
Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку молодого поколения свидетельствуют их ошибки в семейном воспитании. Причем об этих ошибках рассказывают сами отцы и матери, осознавая их и, тем не менее, мирясь с ними. Вот некоторые из их высказываний: «дают детям много, но не достаточно, чтобы просить их»; «плохо приучают к труду»; «мало самостоятельности предоставляется детям»; «не общаются с детьми, не занимаются досугом»; «Проявляйте невоздержанность и жестокость в отношениях с детьми».
Преодолению ошибок часто мешает недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения. Повышение ответственности за воспитание детей напрямую связано, прежде всего, с повышением педагогической культуры населения. Знание родителями цели, задач, содержания образования, овладение методами воспитательной работы, учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, полное обеспечение деятельности в школе сына или дочери, знакомство с положительным опытом воспитания в других семьях — все это помогает им в реализации своего гражданского долга воспитателя и формировании собственного ребенка.
В нашей стране многое делается для распространения педагогической науки. Педагогическое всеобщее образование в школах, дошкольных учреждениях, национальных университетах, родительские собрания, конференции по обмену педагогическим опытом, педагогические консультации, Школа молодой семьи, соответствующие материалы СМИ, а также педагогическое самообразование и другие формы позволяют вооружить матерей и отцов знаниями и навыками семейного воспитания. К сожалению, зачастую именно родители объективно нуждаются в ней больше всего, находясь вне системы общего образования. Поэтому задача дальнейшего развития и совершенствования распространения педагогических знаний среди населения и, прежде всего, родителей остается актуальной.
Роль учителя, классного руководителя, воспитателя в этой важной деятельности незаменима. Имея представление о реальном ребенке-своем воспитаннике, его достоинствах и недостатках, зная отца и мать, их уровень педагогической культуры, педагог способен разумно и конкретно выстроить свою работу по оснащению родителей необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Опыт показывает, что ответственность родителей за воспитание своих детей усиливается их систематическим участием в жизни и деятельности школы, в которой учится их сын или дочь.
Общение родителей, воспитателей и учителей, знакомство с учебными требованиями, режим наблюдения за своими детьми и товарищами по школе, личный вклад в их воспитание, расширение педагогического кругозора родителей, дают им возможность почувствовать основные заботы школы, чувство общей ответственности за воспитание подрастающего поколения. Привлечение родителей к участию в школьных делах, в воспитательной работе, помогает учителям решать многие проблемы, значительно облегчает их работу. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и профессии одни родители могут принять участие в проектировании класса, оснащении классов, изготовлении наглядных пособий, другие охотно проведут беседу, расскажут о себе, своей специальности, третьи организуют кружок или секцию, экскурсию, поход, конкурс. Новые возможности в этом отношении возникают в связи с созданием школьных советов и включением в их состав родителей учащихся.
Активно участвуя в решении различных вопросов жизни и деятельности школы, детского сада, родители - члены родительского комитета проникаются сознанием своей ответственности за растущую смену, стремятся подтянуть других родителей, повлиять на детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айзина Ю.В. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка / Ю.В. Айзина // Психолог в детском саду. 2001. № 1-2. С. 160-168.
2. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2003. 23 с.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
4. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М., 1988
5. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Редактор - составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». С.451-457.
6. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: «Академия», 2005. - 368 с
7. Психологические основы полового воспитания детей [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Плисенко .- Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2006. - 66 с.
8. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Владос, 2001.
9. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
10. Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях: сборник научно-методических статей. Ташкент. 2011.