Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в общении и взаимодействии возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые заставляли его объединяться с другими людьми, чтобы вместе преодолевать препятствия, преодолевать трудности, которые один человек не мог преодолеть. Человек может развиваться в течение любого периода времени, но это саморазвитие проявляется только во взаимодействии этого человека с другими людьми.
Все, что мы можем сказать о человеке – как профессионально, так и с точки зрения повседневной психологии, – мы можем сказать, основываясь на общении с ним. Это может быть обычное повседневное или иное периодическое общение, это также может быть специально организованное общение - психологическое исследование. В любом случае, знание, которое мы получаем о человеке, имеет своим источником связь косвенную и прямую.
Вот почему психология так заинтересована в общении. В отечественной психологии разработка проблемы общения связана с работами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. Н. Мясищева и др. Российские психологи рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, личностного развития.
На современном этапе государственного строительства, на наш взгляд, необходимы принципиально новые подходы в осознании нравственных основ служебной деятельности персонала органов внутренних дел. Это обусловлено процессами переосмысления внутри структуры ОВД и вне ее роли правоохранительных органов и каждого отдельного работника в общественных процессах и изменениях. Сам факт заботы определенной государственной структуры об улучшении собственного имиджа, как публичного, так и корпоративного, является признаком политической культуры этой структуры, ее зрелости и самодостаточности.
Специалисты системы паблик рилейшнз рассматривают концепцию имиджа организации, прежде всего, с точки зрения того, как последняя трактуется людьми в социально-психологическом измерении. Позитивный имидж является воплощением престижа организации, ее высокого рейтинга в системе видов деятельности в обществе и массовом сознании. Объективный имидж организации нужен для того, чтобы каждый гражданин нашей страны понял и оценил ее роль как социального института государства в политическом, социальном и экономическом пространстве общества.
Главная цель правоохранительной деятельности - служение закону, который не является самоцелью, а воспринимается гражданами как воплощение справедливости и нравственности и способствует обеспечению правопорядка в государстве. Для достижения высокого уровня общественной пользы работы всей системы ОВД каждый работник этой системы должен осознать социальную значимость своей деятельности и ее результатов. В контексте этой проблемы на первое место выдвигаются профессионально-психологические и моральные качества личности, которые и играют главную роль в создании положительного имиджа органов правопорядка в глазах рядовых граждан и общества в целом.
С чего нужно начинать? С понимания того, что такое имидж вообще, а также из его составляющих и направлений повышения авторитета ОВД в современных условиях.
Цель работы: рассмотреть самопрезентацию и имидж сотрудника органов внутренних дел как факторы эффективного общения.
1. Сущность самопрезентации
Любой человек заботится о том, какое впечатление он производит на окружающих. А. В. Петровский называл это стремление оставить положительные «следы» во внутреннем мире других людей потребностью в персонализации или потребностью «быть личностью». Не случайно Д. Майерс подчеркивает: «в той или иной степени мы постоянно управляем создаваемыми нами впечатлениями» .
Хотим ли мы произвести впечатление, запугать или казаться беспомощными, мы - социальные существа, играющие перед аудиторией. Акт самовыражения и поведения, направленный на создание благоприятного впечатления, соответствующего чьим-то идеалам, Д. Майерс называет самопрезентацией. Более того, она включает в это определение как стремление человека наилучшим образом представить себя другим (внешняя аудитория), так и поддерживать позитивное самовосприятие (внутренняя аудитория).
Понятие «самопрезентация» определяется следующим образом: основные термины, такие как самопрезентация самовыражение, демонстрация образа «я» и управление впечатлениями. Феномен самопрезентации изучается наряду с категориями имиджа, репутации, социального взаимодействия и коммуникации. В то же время имидж и репутация включают в себя цели и содержание самопрезентации (создание / презентация имиджа, продвижение репутации и т.д.), а социальное взаимодействие и общение определяют ситуацию самопрезентации (самопрезентация индивида всегда происходит в системе внешних отношений, коммуникация) и определяет ее средства (коммуникативные действия, способы вербального и невербального общения).
Именно через эти понятия раскрывается сущность самопрезентации: как вербальной и невербальной демонстрации собственной личности в системе внешних коммуникаций, предполагая эффективную и выигрышную самостоятельную доставку в различных ситуациях; как умение презентовать себя, одержать верх, привлечь внимание путем актуализации интереса людей к их специфическим дизайнерским (видео-и аудиоинформационным) качествам; таким как самоуправление; как средство формирования образа себя, соответствующего социальным стандартам как «сознательному и непрерывному процессу межличностного взаимодействия раскрыта идея «некоторой информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М.: Высь, 2015. – 311 с.
2. Бойко И. В. Основные критерии оценки деятельности органов и подразделений внутренних дел России / И. В. Бойко // Правовая информатика. – 2018. - № 1. – С. 9-22.
3. Бондаренко Т.А. Имидж органов ОВД в «полицейских телесериалах / Т.А.Бондаренко // Социологические исследования. – 2016. - № 9. – С. 114-119.
4. Гейжан Н. Ф. Структура и содержание имиджа сотрудников органов внутренних дел России / Н. Ф.Гейжан, Н. П. Каданцева // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та МВД России. – 2017. - №1 (57). – С. 134-140.
5. Грязнова О. С. Отношение жителей России к правоохранительным органам: обзор исследований последних лет / О. С. Грязнова // Вестник общественного мнения. – 2019. - №10. – С.41-45.
6. Еникеев М.И. Юридическая психология / М.И.Еникеев. – СПб: Питер, 2017. – 289 с.
7. Каданцева Н. П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития / Н. П. Каданцева // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та МВД России. – 2019. - № 3 (55). – С. 183-186.
8. Караяни А.Г. Психология общения и переговорного процесса в экстремальных условиях / А.Г.Караяни, В.Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 146 с.
9. Кудашева Л.В. Основы профессиональной этики. Учебно-методическое пособие / Л.В. Кудашева. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2010. – 239 с.
10. Клименко А. А. Самопрезентационная компетентность: содержание и основы формирования: учеб. пособие / А. А. Клименко, С. А. Хазова, С. А. Карасева. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 164 с.
11. Лапшина В. Л. К вопросу о сущности феномена профессионализма правоохранителя / В. Л. Лапшина // Становление, развитие ведомственного образования и науки, основные направления совершенствования подготовки кадров органов внутренних дел: Материалы научно-практической конференции. – Х.: Ун-т внутр. дел, 2019. – С. 60-66.
12. Султанова М. В. Имидж сотрудников ОВД и пути его формирования / М. В. Султанова // Вестник ГУУ. – 2015. - № 2. – С. 271-275.
13. Шинкевич В. Е. Формирование общественного мнения о деятельности полиции в контексте организации взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации / В. Е. Шинкевич // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. – 2017. - №1 (7). – С. 1-5.