Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современную корпоративную среду трудно представить без системы управления персоналом. Развитие этой профессиональной сферы является стремительным и требует от ее представителей мобильности и адаптивности. Все большее значение приобретают роли стратегического партнерства и лидера персонала, функционал должностей расширяется, меняются технологии, приобретают развитие процессы автоматизации - международные тенденции практически искоренили представление об управлении персоналом лишь как об отделе кадров.
Механизмом качественного регулирования профессионального образования для удовлетворения социально-экономических потребностей общества является отработка методики создание профессиональных стандартов и их воплощение в государственных стандартах профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих с конкретных профессий.
В последнее время раскрытию сущности и значению профессиональных стандартов, обоснованию конкретных рекомендаций относительно их разработке посвящены работы Л. И. Коротковой, Л. Б. Лукьяновой, Г. И. Лукьянченко, Т. М. Десятова, М. И. Пальчук, Н. П. Паршиной и др. Между тем, много существенных вопросов по разработке профессиональных стандартов, остаются до сих пор неразрешимыми.
Цель работы: рассмотреть сущность профессиональных стандартов, профстандартизацию и независимую оценку квалификаций.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 16 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 8 источников.
1. Сущность профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты определяют «основные профессии», описывая профессиональные задачи и операции, а также компетенции, типовые для данной профессии. Профессиональные стандарты отвечают на вопросы «Что ученик должен уметь выполнять на рабочем месте?»;
Профессиональные стандарты – документы, устанавливающие требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыта, системы ценностей и личных качеств, необходимых для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей. Нынче они рассматриваются отечественными и зарубежными экспертами как один из инструментов, что позволяет создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов и, в результате, способствовать устойчивому развитию общества [2, с.57]. Профессиональные стандарты могут быть корпоративными (разрабатываются и используются в рамках одного/нескольких родственных предприятий), отраслевыми, региональными, национальными и международными.
В профессионально-квалификационном разрезе на первый план выступают профессиональные стандарты. Как отмечается исследователями зарубежного опыта, в странах с высокоразвитой экономикой наблюдается тенденция более тщательной систематизации различных профессиональных характеристик и требований, постоянное их обновление в соответствии с потребностями рынка труда. Первопричиной формирования и распространения профессиональных стандартов (их систем) является то, что рынок труда востребовал специалистов новой формации, способных быстро и адекватно войти в производственный процесс, обеспечивая прирост новых современных компетенций. Поэтому важной причиной для разработки профессиональных стандартов является возможность подготовки таких специалистов, как в современных учебных заведениях, так и на производстве. Однако это не единственная их задача.
Стандарты направляются также на: [4, с.35]
а) описание квалификации;
б) определение современного состояния дел в сфере производственной деятельности с целью ее модернизации;
в) перемещение фокуса национального рынка труда на принципиально новые отрасли, часто - сферу услуг;
г) анализ рынка труда на наличие / дефицит необходимых умений и т.
Но главной их особенностью является функция сочетания, ведь они призваны связать квалификации с рынком труда. Анализируя профессиональные стандарты, ученые выделили три разных способы, с помощью которых устанавливается связь между квалификациями и профессиями на рынке труда. Эти различные способы, в свою очередь, частично связаны с различными характеристиками профессиональных стандартов, учитывая их форму и содержание.
Первая группа профессиональных стандартов задумана, прежде всего, как система классификации, обеспечивающей категории для осуществления статистического мониторинга рынка труда. Профессиональные стандарты такого типа, например, ISCO-08, не обязательно отражают требования рынка труда к компетенциям.
В то же время, квалификации могут рассматриваться в стандартах такого типа как методические рекомендации, а их классификация также может быть использована для сбора информации для дальнейшей разработки квалификационных стандартов. В некоторых странах более сложные классификации профессий предоставляют информацию о компетенции, условия труда и квалификации, необходимые для получения рабочего места в этой сфере занятости. Ведущей характеристикой этих стандартов является их комплексность – все «главные работы, которые выполняют люди», в стране систематически регистрируются и классифицируются.
Вторая группа профессиональных стандартов принимает форму тестов для измерения профессиональной производительности, как в практике, так и в содержании образования.
Такие стандарты, как правило, включают все профессии, которые существуют на рынке работы. Им присуща идея «ориентира» в выдвижении требований к производительности, а это означает, что профессиональные стандарты этой группы баз
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ворначев А. А. Профессиональное обучение квалифицированных рабочих в странах Европейского союза: учебно-методическое пособие / А. А.Ворначев, Ю. И.Портной. – К.: Педагогическая мысль, 2012. – 140 с.
2. Десятов Т. М. Профессиональные стандарты: теоретические аспекты и методика: методическое пособие / под ред. Нычкало Н. Г. ― К.: Издательство «Арт Экономе», 2018. - 234 с.
3. Кравчук А. И. Анализ международной практики стандартизации управления персоналом / О. И. Кравчук // Социально-трудовые отношения: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 142-157.
4. Муравьева А. А. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования / А. А. Муравьева // Профессиональное образование. Столица. – 2014. – № 7. – С. 34-36.
5. Олейникова О. Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Копенгагенский процесс / О. Н. Олейникова. - Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2014. – 70 с.
6. Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты - основной критерий требования качества профессионального образования / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева // Образование в документах. – 2017. – № 21. - С. 67-74.
7. Профессиональные стандарты: теория и практика разработки / авт. кол. Л. И. Короткова Л. Б. Лукьянова, Г. И. Лукьяненко и др. – К.: Педагогическая мысль, 2016. – 220 с.
8. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта [Электронный ресурс]: ст. 195.1 ТК РФ от 03.12.2012г. N 236-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10 сентября 2020г.)