Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время ЖКХ представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий, населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Данная отрасль, конечно же, напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует формирования эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организации с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.
Цель работы: анализ проблем реализации жилищно-коммунальных полномочий органов местного самоуправления(далее ОМСУ) и предложение путей совершенствования деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.
Задачи:
-определение места и роли полномочий ОМСУ в сфере ЖКХ в системе всех муниципальных полномочий
- изучение нормативно-правового регулирования полномочий ОМСУ в сфере ЖКХ.
ЖКХ как направление деятельности ОМСУ, его место и роль в социально-экономическом развитии.
Рассматривая вопрос о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения, о компетенции ОМСУ сфере ЖКХ, обратимся к определениям таких понятий как «полномочие» и «жилищно-коммунальное хозяйство».
В толковом словаре русского языка термин «полномочие» определяется как официальное предоставленное кому-нибудь право какой–нибудь деятельности, ведение дел.
Всеми известный конституционист и С. А. Авакьян трактует данное определение как права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, иных участников общественных отношений, установленных нормативно юридическими актами.
Основные полномочия ОМСУ закреплены Конституцией РФ в главе под названием «Местное самоуправление» и более подробно детализированы в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления принято выделять на две группы.
Первая группа – это те полномочия, которые финансируются за счет местного бюджета (вопросы местного значения). Федеральное (региональное) регулирование таких полномочий, в сущности, должно носить исключительно рамочный характер.
Вторая группа – это полномочия, которые финансируются целевым образом из федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются широкие права по контролю за осуществлением этих полномочий. В случае их ненадлежащего исполнения они изымаются у органов местного самоуправления и осуществляются непосредственно федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, закрепленные за муниципальным образованием, не могут выходить за круг, очерченный вопросами местного значения. Компетенция органов местного самоуправления определяется из предметов их ведения. Предметы ведения органов местного самоуправления, закрепленные в законодательстве являются общими для государственных органов и для органов местного самоуправления. Однако, при этом есть вероятность необоснованного делегирования функций на ОМСУ, несвойственные им, и, напротив, отказ ОМСУ от выполнения конкретных мероприятий в рамках вопросов местного значения. Законодательство РФ не содержит четких разграничений вопросов местного значения между уровнями власти (федеральный, региональный и муниципальный), что препятствует эффективной управленческой деятельности.
Итак, под жилищно-коммунальным хозяйством следует понимать совокупность общественных отношений, которые возникают в ходе управления коммунального хозяйства ОМСУ и закрепленных соответствующими НПА.
П. Сытин определяет коммунальное хозяйство как «совокупность служб, учреждений, предприятий, находящихся в ведении местной власти, объединённых одним управлением и хозяйствующим планом и имеющих задачей улучшение городского благоустройства.
Таким образом, жилищно-коммунальные правоотношения – это совокупность организационно-управленческих, имущественных, экономических трудовых, отношений, возникающих в сфере ЖКХ и связанных с ней.
При осуществлении хозяйственной деятельности государство имеет ряд особенностей, так как оно с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой – как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории.
Местное самоуправление, ввиду особого места в системе власти РФ, несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день существует множество подходов для определения термина «муниципальное хозяйство», характеризующих его место и роль в муниципалитете и государстве.
А. Рисса дает понятие муниципального хозяйства как совокупности мероприятий городского управления, с помощью которых оказывается воздействие на производство, распределение и потребление благ, служащих для удовлетворения жизненных потребностей.
Л. А. Велихов справедливо отметил , что муниципальная хозяйство отличается от государственного тем, что преследует относительно узкие цели городского благоустройства.
На основании всего вышесказанного можно утверждать, что жилищно-коммунальное хозяйство это комплекс имущественных, земельных, административных, трудовых, финансовых и иных общественных отношений, складывающихся в сфере ЖКХ.
Формирование в Российской Федерации социального государства на протяжении долгого времени является приоритетной целью всей политики государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для создания подлинного социального государства необходимо улучшение условий проживания и увеличением качества жизни отдельного гражданина.
Стратегической целью социального государства в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1848 и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16. 12.1966 является обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Защита социальных прав граждан имеет очень важное стратегическое значение и свою специфику. Для удовлетворения потребности данной категории требуется разносторонняя созидательная деятельность государства, которая направленна на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения – длительный и постепенный процесс преобразований, целью которого являться достижение социально экономического прогресса, формирования нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством.
Согласно концепции правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества приоритетный направлением формирования и эффективного функционирования комплекса ЖКХ является повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образование, охраны здоровья, обеспечение жильем, улучшение материального положения и условий жизни людей.
На современном этапе можно выделить следующие особенности ЖКХ в РФ:
1. Отсутствие систематизированного подхода к нормативно-правовому регулированию полномочий ОМСУ в отрасли ЖКХ;
2. Необоснованно высокий уровень бюрократизации контрольных и регистрационных функций ОГУ;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 2014.– № 31. – Ст. 4398.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020)//СПС Консультант Плюс.
3. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.07.2020) //СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2003, № 40. - Ст.3822.
Специальная литература:
5. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. – Т. 1. – 864 с.
6. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. - 274 с.
7. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юстицинформ, 2015. - 155 с.
8. Местное самоуправление: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. С. Бондаря. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 386 с.
9. Енгибарян Р.В. Конституционное право: учебник для вузов. – М.: МГИМО(У) МИД РФ, Ин-т гос. управления. – М.: Юристъ, 2018. – 620 с.
10. Савостьянова С. А. Правовое регулирование финансовой деятельности муниципальных образований Российской Федерации. — М: Юрлитинформ, 2015. -160 с.
11. Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. — М: Юрайт. 2019.- 460 с.
12. Панфилов А. Н. Культура и местное самоуправление. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия. — М: Инфра-М, 2016. -240 с.
13. Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М: Юрайт. 2019. - 302 с.
14. Шкатулла В. И. Комментарии к Федеральному Закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". — М: Юстицинформ, 2019. - 140 с.