Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место почти на каждом этапе развития местного самоуправления как в Российской Федерации, так в иных странах мира.
Конституцией Российской Федерации закрепляется организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике действенное управление в каждой области жизни общества будет невозможным без четкого отлаженного механизма их взаимодействия. Почти все неудачи в экономике, социальной сфере будут связываться именно с тем, что данным механизмом дан сбой.
Очевиден тот факт, что вопросы местного уровня будут неотделимыми от государственного интереса, не останутся и не могут оставаться без воздействия государства.
Федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации в рамках ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации составят основную систему исполнительных властей Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Но в такой системе вертикали исполнительной власти Правительству Российской Федерации отводится место координатора по работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» прописывается, что: «Правительство РФ в рамках своих полномочий с целью обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ в предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ в области осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ».
Проблемы взаимоотношений органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления их субъектов находят конституционное закрепление в положениях ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти для исполнения своих полномочий и федерального контроля создают свои территориальные органы и назначают определенных должностных лиц, которые согласовывают свою работу с органами федеральной исполнительной власти.
Помимо этого, федеральные органы исполнительной власти передают свои полномочия органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, которые, со своей стороны, тоже осуществляют передачу части своих полномочий органу исполнительной власти Российской Федерации на основании взаимных соглашений.
На основании Конституции Российской Федерации Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают исполнение полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Попустим, Президент имеет право на приостановление действия любого правового акта органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации, если он противоречит Конституции либо Федеральному законодательству, международным обязательствам Российской Федерации либо нарушающие права человека и гражданина, до разрешения данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации.
Что же касается Правительства Российской Федерации, то оно обладает правом только на внесение предложений Президенту Российской Федерации о приостановлении действия акта изданного органом местного самоуправления субъекта Российской Федерации, если он противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному законодательству, международным обязательствам Российской Федерации либо нарушает права и свободы человека и гражданина.
Рассматривая проблематику взаимоотношений Правительства Российской Федерации с органом местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, ряд авторов пришли к выводам, что имеющаяся правовая система не может обеспечить необходимой эффективности власти Правительства Российской Федерации по вертикали исполнительной власти и высказали разные предложения по ее совершенствованию. Исходя, из мнения данных авторов, можно определить, что наличие у Правительства прав только на внесение предложений о приостановлении действия актов органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации в случаях их противоречия Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, международным обязательствам Российской Федерации либо в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина не обеспечивается должный контроль со стороны Правительства Российской Федерации и на основании этого предлагает дополнительно регулировать правила решения коллизий и конфликтов таким образом:
1. Когда Правительство Российской Федерации приняло постановление в рамках своей компетенции и на основании полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, но при этом администрацией субъекта Российской Федерации принят свой нормативный акт, который противоречит актам Правительства Российской Федерации, то в таких случаях будет работать институт приостановления действия этого акта по решению Правительства Российской Федерации до разрешения вопросов по существу при помощи Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Когда Правительством Российской Федерации принят нормативный акт, «вторгающийся» в компетенцию субъектов Российской Федерации, то в таком случае будет работать институт по приостановлению действия акта Правительства Российской Федерации на территории определенного субъекта Российской Федерации до урегулирования конфликта при помощи Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Когда Правительством Российской Федерации либо правительством (администрацией) субъектов Российской Федерации нарушены заключенные ими соглашения по распределению предмета совместного ведения, то в таких случаях будет обеспечена согласительная процедура, которая осуществляется под патронажем Президента Российской Федерации.
С целью увеличения эффективности деятельности в федеральном округе многие федеральные органы исполнительной власти - Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и так далее создают свои территориальные подразделения.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Кокотов А.Н. Муниципальное право России // Учебник / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (4-е издание, переработанное и дополненное)
5. Леонтьева А.Н. Институциональные аспекты местного самоуправления // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. № 1 (50). С. 98-111.