Фрагмент для ознакомления
2
средний показатель активности, далее дни, каким-то образом отличающиеся от среднего показателя активности, сравниваются с движением средств и получаются объяснения от должностных лиц, которые обязаны обосновать то или иное отклонение.
Фактическая проверка хозяйственных операций используется достаточно активно. Такая проверка, по сути, схожа с инвентаризацией налогоплательщика; позволяет выявить излишки товара, неучтенный товар, иные сопутствующие нарушениям с использованием векселей факты; проверка состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документов. Проводится проверка наличия на складе и состояние определенной ценности, сопоставление результатов осмотра с оформленными документами; контрольные обмеры фактически выполненных объемов работ и изучение результатов оказанных услуг — такой метод может помочь выявить схему обналичивания средств через “подставную” организацию, а также использование “подставной” организации для незаконного зачета НДС; проводится оценка реально выполненных работ и реально оказанных услуг и их сопоставление с данными учета. Данный метод является вспомогательным при проведении встречной проверки, которая позволяет установить расхождения в учете одних и тех же операций у разных юридических лиц.
На практике сотрудникам часто приходиться действовать сообразно конкретным сложившимся условиям.
2. Сущность и порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация представляет собой своего рода определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверных данных и отчетности [13,с.89].
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Основные цели инвентаризации представлены на рисунке 4.
Рисунок 1. Цели инвентаризации
Законодательство предусматривают обязательное проведение инвентаризации в ряде случаев, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности [8, с.51].
Проведение инвентаризаций обязательно
-при передаче имущества организации в аренду;
-при выкупе;
-продаже;
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности,
-при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
-при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
-при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
-в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
-при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
-и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.
Для проведения инвентаризации на предприятии привлекаются сотрудники в постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Если объеме работ достаточно большой , то для одновременной проверки сохранности имущества и имеющихся обязательств создаются еще и рабочие комиссии.
Кадровый состав и постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав таких комиссии приглашаются сотрудники администрации, бухгалтера, работники других служб и технические специалисты (инженеры, экономисты, техники и так далее). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительным.
Действия инвентаризационной комиссии на подготовительном этапе (рисунок 2).
Рисунок 2. Действия инвентаризационной комиссии на подготовительном этапе
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Обязанности инвентаризационной комиссии и руководителя предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обязанности инвентаризационной комиссии и руководителя предприятия
Участник инвентаризации Инвентаризационная комиссия
Руководитель организации
Обязанности Точно и полностью внести в описи данных о всех фактических остатках всего имущества и финансовых обязательств. Создание условий, которые обеспечивают полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки
(перевешивание и перемещение грузов, технически исправное весовое хозяйство, измерительные и контрольные приборы, мерной тарой).
Способы проведения Обязательный подсчет, взвешивание, обмер
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (рисунок 3).
Наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации проводится
-при инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет.
-при инвентаризации земельных участков, водоемов и других объектов природных ресурсов, находящихся в собственности.
Рисунок 3. Инвентаризация основных средств
Инвентаризация нематериальных активов также имеет свои особенности:
Во время инвентаризации проверяется наличие документов (лицензий, патентов, товарных знаков, знаков обслуживания, свидетельств);
Обязательное проведение инвентаризации перед формированием годовой отчетности;
Во время инвентаризации проверяется соответствие актива понятию нематериального актива. То есть необходимо определить, соответствует ли актив правилу исключительности. При отсутствии исключительных прав объект не относится к НМА и затраты на его приобретение или создание относятся на расходы.
Во время инвентаризации финансовых вложений проверяются: фактически произведенные затраты в ценные бумаги, фактически произведенные затраты уставные капиталы, выданные займы сторонним организациям. Фактически произведенные затраты отражаются в документах: договорах, платежных поручениях, товарных накладных, актах приема-передачи, инвестиционных сертификатах, других первичных документов по передаче имущества и денежных средств.
По предоставленным процентным займам необходимо проверить правильность и своевременность начисления процентов.
Производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы записываются в опись по каждому отдельному наименованию с детализацией вида, группы, количества, артикула, сорта и многое другое. При хранении объектов инвентаризации в различных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризацияобязательно проводится последовательно по всем местам хранения. После проверки вход в помещение опломбировывается, никто не допускается, а комиссия переходит для работы в следующее помещение.
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
-определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
-определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
-выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и тому подобное. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (рисунок 4).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// // СПС «КонсультантПлюс»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (ред. от 06 апреля 2015 г.)// // СПС «КонсультантПлюс»
5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
6. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (ред. от 16 мая 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс»
7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС «КонсультантПлюс»
8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств // СПС «КонсультантПлюс»
9. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. (ред.от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» // СПС «КонсультантПлюс»
10. Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», которая утверждена приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106 н. // СПС «КонсультантПлюс»
11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н// СПС «КонсультантПлюс»
12. Безбородова Т.И. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов III курса специальности 080100.62 - «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (бакалавриат)/ Безбородова Т.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2017.— 46 c
13. Бухарова Д.Х. Инвентаризация материальных ценностей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Д.Х. Бухарова— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016.— 76 c.
14. Васильчук О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 496 c.
15. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие/Андреев В. Д., Лисихина И. В. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 193 c.
16. Воробьев И.П. Судебная бухгалтерия: учебное пособие : для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг» / И. П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А. Т. Глаз. – Минск: Издатель Квилория В.Т., 2017. – 371 с.
17. Марченкова И.Н. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Марченкова И.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 195 c