Фрагмент для ознакомления
2
Появляются новые науки. К примеру, селфоногия. Сегодня важно, сколько у тебя лайков. Появляются уникальные линии, которых раньше не было. Они демонстрируют, как меняется этот мир. И откуда идут различные фобии?
Основная фобия – это технофобия. Люди боятся самих себя. Человек сотворил и думает: что он сотворил. Уникальный дар, который помогает не бояться технологической сингулярности – дар непредсказуемости. На рост разнообразия мы отвечаем непредсказуемостью. На первый план выходят преадаптивные схемы. Важна готовность к тому, чего еще нет. На место адаптивной эволюции приходит не выживание, а преадаптация – готовность к будущему, которая есть в настоящем. Сегодня, как никогда, обсуждается вопрос: «Какое будущее у нашего прошлого?». Мы работаем с прошлым, поэтому при решении проблемы психологии решается «риск эволюционного снобизма». Теперь сосуществуют разные предметы психологии. Существует и антропология будущего. Один из предметов психологии – психотехнический этап развития психологии, который был, когда психология становится ремеслом, знахарством.
С мнением А. Асмолова – полное согласие.
8) Посмотрите выступление проф. Т. В. Черниговской (https://monocler.ru/videolektoriy-7-lektsiy-tatyanyi-chernigovskoy-o-mozge-i-yazyike/) «Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?». Ответьте на вопрос - как современные научные знания о мозге меняют картину реальности? Отметьте дискуссионные с Вашей точки зрения моменты выступления.
Ответ.
Возникают опасности. К примеру, опасность манипуляции с памятью. Память можно имплантировать, стирать. Возможно теперь написать индивидуальный генетический портрет. Это тема изготовления людей «по заказу». Чем больше человек узнает о мозге, тем больше становится ответственность за это знание. Посягательство на структуру и объем памяти, на допуск информации о самом мозге представляет собой угрозу для личности, от общества требуется присутствие огромной зрелости. Важно развивать и юриспруденцию в этом плане.
В этом, на мой взгляд, является самым дискуссионным вопросом, поскольку общество не готово к такой ситуации. Роботы будут с более сильным, чем у людей, интеллектом. Роботы будут обладать сознанием, эгоизмом и альтруизмом. Люди будут срастаться с компьютерами (чипы).
Компьютерная среда будет пронизывать весь мир. И вопрос для обсуждения стоит остро – сможет ли человечество справиться с этим?
9) Напишите рецензию (но не аннотацию) на статью: Журавлев А., Ушаков Д. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия, - Психологический журнал, т.32, №3, 2011, С.5-16
В статье исследуется тематика коммуникации фундаментальной науки психологии и практики. Рассматриваются два основных подхода к объяснению их некоторых расхождений. Согласно первому, причиной являются особенности знания, получаемого сегодня экспериментальной психологией. В соответствии со вторым, сам тип построения фундаментальной психологии, ее следование естественно-научным образцам лежат в основе ее отрыва от практики.
В первой части статьи речь идет о внутренних структурных проблемах соотношения экспериментальной академической психологии и практики. Во второй - обсуждаются вопросы, связанные с внешними условиями, в которых возникают новые требования к психологической практике.
Уникальность статьи состоит в том, что в ней речь идет о специфике психологической науки в контексте соотношения фундаментальных экспериментальных исследований и практики. Выкристаллизовываются два основных подхода к осмыслению причин несогласованности фундаментальной психологии и практики. Согласно первому из них, дело заключается в особенностях знания, получаемого сегодня экспериментальной психологией. Это знание, о котором говорят авторы, пока не является настолько развитым, чтобы обеспечить надежную базу для многообразных видов растущей психологической практики.
10) Законспектируйте и прокомментируйте (см. рекомендации к оформлению конспектов) главу 5 «Некоторые вопросы методологии психологического исследования» в монографии Б. Г. Ананьева «О проблемах современного человекознания», уделив основное внимание авторской классификации психологических методов.
Классификация психологических методов
Методы, входящие в первую группу, можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется но конечным результатам исследования (теоретическим — в виде известных концепций, практическим – в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т. д.).
Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные; анкеты современных типов; социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических, произведений и т. д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.) [2].
Применение отдельных методов или их констелляций зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдинальным, комплексным) пользуется исследователь.
Третью группу методов составляют приемы обработки данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный — с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).
Наконец, четвертую группу — интерпретационных методов — составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого, т. е. от молекулярного (в широком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целыми, т. е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем) [2].
Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).
11) Объясните, в чем основное предназначение психики или зачем она нужна организму человека или животного, какие функции выполняет?
Какова причина формирования психики в ходе эволюции? Естественные науки говорят о том, что психика формируется как ответ на адаптивное приспособление к окружающей среде.
Значит, формирование и развитие психики у животных связано с общим эволюционным законом, когда закрепляется то, что биологически полезно.
А. Н. Северцов развивает данное представление и говорит о двух совершенно разных способах адаптации живых существ к изменениям среды:
1) При помощи трансформации строения и работы органов (общий для растительного и животного мира);
2) При помощи трансформации поведения без изменения организации (присутствует только у животных и связан с развитием психики). Внутри этого способа А. Н. Северцов дифференцирует два разных направления, одно из которых – медленные трансформации наследуемых форм поведения - инстинктов. Изменение инстинктов происходило под воздействием изменений внешней среды. Эти изменения коррелировали с изменением морфологической организации животного мира. Другая направленность – развитие способности к индивидуальному научению (способность к «разумным действиям», то есть быстрым трансформациям поведения, которые не фиксировались и не передавались по наследству, поскольку их преимуществом была высокая пластичность). Значит, психика формируется вследствие приспособления животных к окружающей среде. Но каким образом она формируется – здесь существует несколько гипотез. Как полагает А. Н. Леонтьев, инициатором возникновения психики являлся переход от жизни в гомогенной среде к среде дискретной. Чувствительность сформировалась на основе раздражимости. И это был качественно новый способ отражения. И дело не только в формировании субъективной части отражения. Формируется способность организма отражать объективные связи между характеристиками среды.
Для появления предпосылок развития отражения должна была появиться устойчивость между объектами ли их свойствами. Такая связь могла обеспечиваться вещно-оформленной средой.
На рисунке 1 мы показали основные тенденции развития психики в ходе эволюции.
Рисунок 1 – Основные тенденции развития психики в ходе эволюции [9]
Психика выполняет ряд важных функций:
1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.