Фрагмент для ознакомления
2
Принцип инициативы. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию, повышает рвение и деятельность работников. Руководитель, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит руководителя, не умеющего это делать.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразовании, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно. Также Файоль отмечал, что применение принципов на практике - «это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».
Принципы конечного результата
Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
3. Охарактеризуйте роль и содержание труда руководителей низшего звена, приведите их примеры в библиотеке.
Руководителями низшего звена управления являются заведующие секторами, группами, филиалами.
Являясь объектом осуществления управленческой деятельности, руководители играют в библиотеке ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли:
• роль по принятию решения, выражающаяся в том, что руководитель определяет направления развития библиотеки, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т. д. Право принятия решения имеет только руководитель, и наделенный этим правом он несет ответственность за его последствия. Поэтому руководитель должен не только уметь выбирать наилучший вариант решения (это может сделать специалист или ЭВМ), он должен решиться на то, чтобы рискнуть;
• информационную роль, состоящую в том, что руководитель собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных документов, разъясняет политику и основные цели библиотеки. От того, насколько четко и ясно он может доводить информацию до сотрудников библиотеки, зависит результат его работы;
• роль лидера, формирующего отношения внутри и вне библиотеки, мотивирующего сотрудников на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя библиотеки. Современный руководитель библиотеки должен быть тем человеком, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить, потому что каким бы хорошим и грамотным специалистом не был руководитель, без поддержки он не сможет успешно управлять коллективом.
Содержание труда заведующего секторами.
Осуществляет руководство отделом (сектором) библиотеки (централизованной библиотечной системы). Составляет нормативную документацию, регламентирующую деятельность отдела (сектора). Определяет перспективы развития конкретного направления, организует разработку и выполнение текущих и перспективных планов (проектов, программ) отдела (сектора). Осуществляет руководство проведением научных исследований по направлению деятельности отдела (сектора) в соответствии с поставленными задачами и планами работы отдела (сектора). Способствует использованию в работе соответствующих научно-методических разработок, достижений отечественного и зарубежного передового опыта, новой техники и технологий. Определяет потребность и принимает меры по обеспечению отдела (сектора) оборудованием, материалами и другими ресурсами. Осуществляет подбор и расстановку кадров отдела (сектора), готовит предложения по организации их профессионального обучения и повышения квалификации. Представляет руководству библиотеки (централизованной библиотечной системы) предложения по стимулированию труда работников отдела (сектора). Контролирует соблюдение работниками производственной дисциплины, правил по охране труда и пожарной безопасности.
4. Раскройте сущность маркетинговой стратегии диверсификации применительно к библиотеке.
Ни один бизнес не выполняет каких-либо действий, особенно связанных с изменением своей деятельности, без веских причин. Преимущества стратегии диверсификации состоят в следующих плюсах для компании:
В случае ухудшения ситуации на рынке с каким-либо продуктом, компания может перенаправить усилия на другой и пережить трудные времена.
Вовремя перераспределять акционные активы из малоперспективных в более доходные.
Выгодные инвестиции в новые направления рынка, возможность собрать первую и максимальную прибыль.
Для крупных корпораций диверсификационная стратегия означает возможность скупки мелких бизнесов и даже предприятий, поглощение конкурентов.
В последнее время, наряду с формированием концептуальных основ библиотечного менеджмента, его объекта и предмета как научной дисциплины, все большое значение приобретают проблемы диверсификации, которая обозначена в качестве третьего этапа становления библиотечного менеджмента.
Сегодня стратегический менеджмент испытывает период диверсификации. Среди его элементов специалисты выделяют управление проектами, которое в библиотечном деле формируется как сравнительно самостоятельное направление со своей методологией, понятийным аппаратом и методами. Еще одной из главных проблем библиотечного менеджмента являются инновации.
Новое направление в библиотечном менеджменте связано с включением библиотек в систему некоммерческого маркетинга.