Фрагмент для ознакомления
2
Как-то раз на день открытых дверей одного из кружков пришла Алиса. Вступив в состав труппы, она познакомилась с большим количеством замечательных творческих людей, узнала много интересного и поняла, что нашла своё призвание.
Ответ.
У Светланы Макаровой - культурно-ориентированное поведение, поскольку преобладает ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. Поэтому план воспитательной и досуговой деятельности для Светланы будет включать обязательно постановку новых спектаклей в театре, когда она будет пробовать себя в новых ролях, оттачивать навыки актерского мастерства. Это будет развивать личность Светланы, вызывать у нее интерес.
Василий. Думаю, что здесь присутствует социально-ориентированное поведение, поскольку изначально он был заинтересован в общении со Светланой и через нее познакомился с театром. Основная форма реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных «официальных» ролей в обществе. Для него важно продумать план воспитательной и досуговой деятельности, где он будет проявлять себя в неформальной обстановке, общаться с другими важными для него людьми.
Алиса. Думаю, что здесь преобладает культурно-ориентированное поведение, поскольку Алиса сама пришла за знаниями в кружок. Поэтому план воспитательной и досуговой деятельности для Алисы будет включать обязательно приобретение новых знаний и навыков в театре.
Ситуация 2.
6 г класс средней общеобразовательной школы № 30, посещает занятия по морскому делу в Клубе Юных Моряков. Начинающий педагог подразделила ребят на несколько групп в соответствии с типом их досугового поведения.
Большинство ребят из 1 группы целенаправленно выбрали занятия по морскому делу, т.к. в общеобразовательной школе они обучаются в классе гардемаринов и ребятам интересно узнавать что-то новое и более подробно разбираться в вопросах морской теории и практики: как правильно вязать морские узлы, подробно разобрать и освоить сигнальную азбуку; узнать историю судостроения, познакомиться с историческими личностями.
2 из 17
Во 2 группе оказалось много мальчишек любящих физкультуру и имеющих интерес к физическому оздоровлению, поэтому в занятиях по морскому делу их больше привлекают шлюпочные походы с высадкой на острова, подвижные игры, спортивные состязания. Так же ребята добровольно вызвались представлять команду клуба юных моряков в спортивно - оздоровительной игре «Зарница».
Особо инициативные личности 6 г класса (3 группа) предложили организовать 23 февраля - открытый урок-встречу с капитаном корабля «Адмирал Кузнецов», 9 мая - чаепитие с моряками СВМФ, в июле – совершить экскурсию на подводную лодку в г. Северодвинске.
А в преддверии дня ВМФ весь класс организованно собрался на праздничный морской парад, посмотреть на настоящих моряков, увидеть вблизи военные корабли.
Ответ.
1 и 2 группы являются культурно-ориентированными, поскольку нацелены на приобретение знаний. 3 группа нацелена на организацию, планирование праздников, на общение. То есть эта группа, на мой взгляд, социально-ориентирована. Для 1 и 2 группы важно правильно организовать процесс получения знаний. Для 3 группы важно спланировать праздники так, чтобы каждый участник проявил себя личностно, в общении неформального характера.
Ситуация 3.
Социально-культурный центр «Луч».
Потенциальная аудитория – жители микрорайона Майская Горка, которые пришли выбирать кружок (клуб), которые они смогли бы посещать в свое свободное время:
• 1. Две десятиклассницы Ира и Марина очень хотели участвовать в театральном кружке. Они активно посещали и организовывали различные творческие мероприятия в своей школе. Они обладают большими актерскими способностями и артистизмом. Но для получения дальнейшего профессионального образования этого мало, им нужны дополнительные знания и умения. Именно поэтому они пришли заниматься в театральную студию.
• 2. Работник лесозавода 25-летний Петров П.П. принял решение вести здоровый образ жизни, отказался от многих пагубных привычек. Он четко осознает, что в выходные дни ему необходим какой-то дополнительный способ отдыха и снятия физического и психического напряжения.
• 3. Глафира Петровна всю жизнь проработала в большом трудовом коллективе. Выйдя на пенсию, она ощутила недостаток общения и дефицит в творческой самореализации. Всю жизнь она с удовольствием и хорошо пела. Именно поэтому она пришла записываться в студию вокала.
Ответ. Ира и Марина обладают культурно-ориентированным типом досуговой деятельности (хотят получать знания, развиваться в театральном направлении). Поэтому для них план работы должен включать рост их как «экспертов» в театральной деятельности.
Петров П. П. - рекреационно-ориентированное поведение, поскольку здесь предполагается восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непроложенных обязанностей (на лесозаводе) здесь часто не столь важен достигаемый уровень владения той или иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. План досуговой деятельности здесь может включать в себя организуемые прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д.
Глафира Петровна - социально-ориентированное поведение, поскольку женщина заинтересована в получении дополнительного общения при выходе на пенсию, ей не хватает творческой самореализации. Думаю, что план мероприятий досуговой деятельности должен быть направлен, прежде всего, не на получение знаний, а на дополнительное, интересное и разнообразное общение.
Задание 2
Анализируя текст лекции и статью Стеббинса Р.А. «Свободное время: к оптимальному стилю досуга», журнал «Социс», №7-2000, составьте кластер понятия «досуг»
Задание 3
Определите основную функцию игры.
Содержание игры
Основная функция игры
1. «Угадай, кто я?»: Ведущий выбирает одного желающего игрока, которому даст задание за дверью (изобразить животное или предмет без слов), а остальная часть участников должна угадать кто это. После правильного угадывания, меняется игрок и игра продолжается.
Ответ. Коммуникативная функция (состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность).
2. Путаница»: Все игроки становятся в круг лицом друг к другу и вытягивают руки. Затем они по команде сцепляются с кем попало, т. е. какая рука кому досталась, и начинают распутываться до максимально возможного конечного распутывания
Ответ: Развлекательная функция (способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта).
3. Поводырь»: Выбирают 2-х человек: 1-й-Ведомый, а 2-й-Ведущий. Ведомому закрывают глаза, и он должен довериться ведущему и выполнять разные, т. к. тот будет его вести по разным препятствиям (лестницы, пороги, стулья). Чтобы не ушиться и не упасть ведомый должен довериться ведущему. После преодоления препятствий, игроки меняются ролями.
Ответ: Коммуникативная функция (состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность).
4. Игра «Прятки»
Ответ: Развлекательная функция (способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает