Фрагмент для ознакомления
2
1. Художественное чтение как способ совершенствования выразительности, содержательности и действенности речевого мастерства.
Речевая деятельность представляет собой один из видов человеческой деятельности, понимаемый как «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщения» . То есть, речевая деятельность – это восприятие речи способами языкам для обмена информацией.
В любом общении есть, как минимум, два участника, поэтому наблюдается или инициация информации, или ее прием. Если в процессе речевой деятельности информация инициируется и выдается другому участнику, то такой вид речевой деятельности является продуктивным. В случае, если речевая деятельность направлена на восприятие и следующую переработку информации, то ее характер – рецептивный.
Таким образом, основные виды речевой деятельности дифференцируются на продуктивные и рецептивные. К первым относятся говорение и письменная речь, к рецептивным – аудирование и чтение.
Чтение представляет собой один из четырех видов речевой деятельности, являющийся важной составляющей при изучении русского языка .
Чтение представляет собой письменный репродуктивный вид деятельности в речи, в итоге которой получается нужная информация, эмоции, узнается позиция автора.
Изучением чтения как вида речевой деятельности занимались многие методисты, психологи и другие деятели общественности.
З. И. Клычникова описывает чтение как восприятие и активную переработку информации, которая графически закодирована по системе того или иного языка, как один из процессов речевого общения.
С. Ф. Шатилов определяет чтение как рецептивный вид деятельности, способ языковой коммуникации, процесс извлечения информации из текста письма. То есть здесь в приоритете аспект информации с целью ее извлечения.
Н. М. Бажов подчеркивает, что человеку нужна не вся информация, которая ему предлагается, и не произвольно выбранная информация. Н. М. Бажов восполняет свой дефицит информации, исходя из определенных целей (объективного и субъективного содержания). Читателя в своей области интересует только то, что способно удовлетворить его потребности.
По мнению С. К. Фоломкиной, чтение – это речевая деятельность, которая решает многие коммуникативные задачи, поэтому обучение чтению есть обучение детей решать конкретные коммуникативные задачи познавательного или практического характера .
Чтение является умением, в основе которого лежит восприятие и понимание текста. По мнению Е. И. Пассова, чтение как умение, с одной стороны, имеет особенность в направленности на коммуникацию, то есть оно обращено на «смысловое восприятие» (понятие А. А. Леонтьева) и переработку информации в текстовом виде. Но, с другой стороны, чтение включает и более низкие программы: восприятие элементов графического характера, значений лексики, форм грамматики .
Уровни речевой деятельности и чтение
Речевая деятельность и чтение обладают определенной структурой, предметным содержанием, механизмами речи. В структуре речевой деятельности есть три уровня:
1) Мотивация (присутствие мотивов и цели действия). У младшего школьника, например, такими мотивами являются желание научиться читать, определенное узнать из интересной книги, о чем в книге рассказывается, или получить просто удовольствие от чтения.
2) Ориентировочно-исследовательский (планирование, внутренняя организация речевой деятельности). В чтении данный уровень реализуется в просмотре текстового материала, заголовков текста, конкретизации темы, установлении взаимосвязей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и совершает попытки предугадать события.
3) Исполнительский (произведение смысловой обработки информации, применяя разные действия: разметка текста, подчеркивание разных мыслей, определение отношение читающего к событиям, героям). Итогом работы с текстом становится его понимание.
Значит, предметом речевой деятельности является мысль, а итогом – понимание этой мысли.
Важно спланировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, то есть это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школе такое обучение помогает формировать орфоэпическую грамотность, навыки восприятия. Такое чтение дает возможность учителю проверить правильность и беглость чтения при структуризации фронтальной работы класса
Чтение про себя представляет собой чтение глазами, без применения внешних речевых движений. Присутствие шевеления губами не является чтением про себя. Такое чтение – важный элемент в обучении чтению, так как правильно поставленное молчаливое чтение помогает развитию самостоятельности учеников при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение про себя дает практический эффект, поскольку люди обычно читают молча, про себя.
Чтение про себя развивается медленно, начиная с третьего класса, и только к концу 4-го класса может быть сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя связывается с этапом «жужжащего», тихого чтения – это следующая ступень формирования этого сложного навыка.