Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все творчество М.А. Булгакова – это конгломерат из сатиры и драмы. Смешное и глупое тесно переплетено с драматизмом реальной жизни. В таком же стили написан один из самых романов писателя – «Мастер и Маргарита». Нужно сказать, что этот роман до сих пор будоражит ум и воображение критиков и читателей, поскольку до сих пор после прочтения он оставляет множество вопросов.
Особенно это касается части понимания сути описываемых Михаилом Афанасьевичем событий. Москва 30-х годов наполнена большим количеством чиновников, которые не работают, а только создают очереди и больше ничего. Культура и искусство находятся в рамках определенных стандартов. Автор не может высказывать иную точку зрения кроме той точки зрения, которая была заранее определенна ответственными чиновниками.
Обычные люди живут в таком же фальшивом мире. Высокие чувства потеряли свой смысл. При этом над всем многомиллионным муравейником человеческих жизней и чувств стоит вопрос о квартире и прописке. Отдельное жилье в Москве способно сделать человека счастливым. Волшебный ордер на квартиру способен сделать своего обладателя самым желанным гостем в любом месте Москвы.
1. МОСКВА И МОСКВИЧИ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
1.1. Образ Москвы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку обманщиков и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко, забавы и прибыль.
В тридцатые годы ХХ века Москва являлась не только административным, но и культурным центром государства. И люди, проживающие на этой территории, были носителями основных черт современников Булгакова. Поэтому московские главы в романе «Мастер и Маргарита» несут особую нагрузку для понимания читателем сути всего произведения [12, с. 33].
Изображение образа города Москва в романе стоит рассматривать с двух сторон. Один ракурс – это место, где происходят описываемые события. Другой – сатирический. Город с определенной долей юмора показывается автором изнутри, обнажая свою изнанку.
Михаил Булгаков при описании Москвы в «Мастере и Маргарите» для городских пейзажей использует исключительно те полутона, которые способны подчеркнуть настроение героев и атмосферу самого произведения, а не просто для очертания декораций. Сюда можно отнести и колеровку цвета, и ощущения персонажей, и запахи.
Примером служит незабываемый аромат сирени, присутствующий как в майской Москве, так и в древнем городе Ершалаиме. Если вспомнить начало произведения, то порядок действий строится в майскую жару тридцатых годов. И раскаленный город у читателя сразу вызывает какое-то чувство неопределенности и тревоги. Складывается впечатление, что очень скоро произойдут события, не вкладывающиеся в обычный уклад жизни горожан. И они действительно происходят.
При встрече же Мастера и Маргариты автор дает описание грязной желтой стены в мрачном переулке и множества чужих друг другу людей. Этим Булгаков как будто подчеркнул то мрачное состояние глубокого одиночества, в котором главные персонажи произведения пребывали до встречи друг с другом.
В представлении Москвы, как места действия, прослеживается тонкий юмор Михаила Булгакова. Так, в описании Дома Грибоедова, где дислоцировались литераторы-массолитовцы, вызывают читательскую улыбку надписи и рисунки на дверях помещений: «Карась, попавшийся на уду» (рисунок на двери). «Запись в очередь на бумагу к Поклевкиной». «Квартирный вопрос». А огромные очереди, собирающиеся перед ними, только подчеркивают не скрытую иронию автора, с которой он обрисовывает так называемый Дом Творчества с царящей в нем бюрократии. И понятно, что в этом литературном центре есть все, только не литература.
Ясно, что «Грибоедов» – это сосредоточение формальностей и бланков для решения «квартирных вопросов». Творчеством здесь и не пахло. В связи с этим читатель может понять ужас, который пришлось пережить Мастеру, как творческой личности, когда он туда попал. Чего только стоит прием косой от постоянной лжи девицей, и проводы смущенно хихикающим редактором [3, с. 12].
В процессе создания декораций для «Мастера и Маргариты» в московских главах Михаил Булгаков не поскупился на краски юмора, переходящего зачастую в сатиру или насмешку с дружеским сочувствием. Москва в его романе изображена со всеми недостатками.
К примеру, дом Грибоедова стал пристанищем бюрократического Массолита, а дом Герцена чиновники превратили в точку общепита. При разговорах о Доме литературы «великие» критики и представители «Ассоциации литературы» Берлиоз с Латунским рассуждают не о проблемах творчества, а предпочитают вести разговор о гастрономии либо привилегиях членства, которые им дает картонка «с золотой широкой каймой».
На фоне такой обстановки в литературном мире Москвы становятся понятными причины, по которым Мастер принял решение сжечь собственный роман. Незаслуженная низкопробная критика произведения, в которое вкладывалась душа, привела к столь отчаянному поступку.
Нескрываемое осуждение и откровенная сатира просматривается в моментах, связанных с описанием Булгаковым представителей массовой культуры и так называемого Варьете: Лиходеева. Варенуху. Римского. Так, Степан Лиходеев показан отъявленным пьяницей и откровенным лжецом. Иван Варенуха – хам и безудержный врун, а финдиректор Григорий Данилович Римский представлен верхом цинизма и равнодушия.
За свои подлые черты все они понесли наказание от Воланда: Степа Лиходеев внезапно переносится в Ялту. Варенуха превращается в вампира. Григорий Римский, запуганный вампирами, попадает в психиатрическую клинику [11, с. 45].
Но даже, несмотря на то, что подлецы понесли заслуженное наказание, у читателя остается ощущение некоторой грусти. И связано оно в первую очередь с тем, что не оправдывается ожидание морали и одухотворенности людей, занимающихся культурой в центре огромной страны.
На деле Булгаковым представлены не люди, радеющие за развитие и сохранение духовных ценностей, а сборище трусливых подлецов, которым важно только теплое местечко да развлечения. Внутренний московский мир в романе «Мастер и Маргарита» кардинально отличается от духовного содержания главного героя.
В то же время при сравнении с жителями древнего Ершалаима – отличий обнаружить невозможно. Несмотря на разницу в две тысячи лет, люди не изменились – все те же реалии, все то же желание обогатиться, требование зрелищ и стадное чувство.
Во время своих гастролей у Воланда складывается мнение, что москвичи ведут себя так, как он и ожидал – легко и предсказуемо поддаются на искушения. Но это не приносит радости мастеру темных дел, а наоборот, наводит на неутешительный вывод: ничего в человеческой натуре за два тысячелетия не изменилось.
Он с грустью смотрит на сходящую с ума публику, которую так легко удалось испортить во время сцены в варьете. Падающие сверху деньги заставляют господ забыть о приличиях и ввязываться в драки. Благовоспитанные дамы стремятся надеть диковинные платья, которые на поверку окажутся иллюзией. И все это происходило в тот момент, когда люди на уровне подсознания понимали, что все происходящее фарс – цирковой номер умелого и циничного фокусника. Но сила толпы и низменные желания привели к тому, что вопреки здравому смыслу московское общество поддалось на провокацию Воланда [1, с. 38].
В своем романе Михаил Булгаков мастерски сумел сплести мистику с реальностью, что позволило усилить эффект восприятия повседневных жизненных событий москвичей. Удивительной фантасмагорической презентацией является чередование сцен из московского быта и монументализма Ершалаима с балом Воланда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеносов В.В. «Трижды романтический мастер»: Проза Михаила Булгакова /Агеносов В.В. [ и др.]. – М., 1995.
2. Вагеманс Э. Русская литература от Петра Великого до наших дней: пер.Д. Сильвестрова / Э. Вагеманс. – М.: РГГУ, 2002.
3. Гаспаров, Б .Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Гаспаров Г.Б. – М., 1995.
4. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива [и др.]. – М., 1995.
5. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – XX вв. / Л.А. Колобаева. – М., 1990.
6. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. Кн. 1-2. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2001.
7. Русская литература ХХ век: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.уч.заведений: В 2-х Т. / под ред. Л.П. Кременцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
8. Русская литература ХХ век: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений: В 2-х Т / Под ред. Л.П. Кременцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2003.
9. Русская литература ХХ века. 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений: в 2 ч. / под. ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1996.
10. Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч.1. /под. ред. В.В. Агеносова. – М., 1997.
11. Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч.2. / под. ред. В.П. Журавлева. – М., 2002
12. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова / Л. Яновская. – М., 1996.