Фрагмент для ознакомления
2
военное вмешательство в Сирию - 21 %, Йемен - 16% [1].
Межэнтические и межконфессиональные противоречия на фоне усиления активности исламистских группировок и соперничества региональных держав заставили экспертов признать негативное влияние иракской военной операции, способствовавшей становлению радикальных сил на Ближнем Востоке.
В настоящее время политика США на Ближнем Востоке преследует следующие цели и задачи:
- гарантировать безопасность Израилю;
- содействовать мирному урегулированию палестино-израильскому конфликту;
- обеспечивать стабильных поставок нефти в Европу и Азию и контролировать углеводородные ресурсы Ближнего Востока;
- ограничить роль и влияния Ирана, исключить возможность создания им ядерного оружия;
- содействовать политическому урегулированию в Сирии при условии ухода Асада;
- ликвидировать террористические группы и организации;
- стабилизировать политическую ситуацию в Ираке и Афганистане;
- сохранить стабильность на Ближнем Востоке при поддержки умеренных режимов.
- переложить на умеренные режимы и своих союзников большую ответственность за поддержание стабильности и безопасности в регионе.
Таким образом, дальнейшая американская стратегия зависит от необходимости выработки дополнительных мер по сдерживанию Ирана и определению масштабов собственного присутствия в регионе и борьбы с радикальными исламскими террористическими организациями.
Дезинтеграция государств, увеличение числа экстремистских группировок, усиление популярности радикальных идей и изменение политики США в отношении их многолетних союзников создали в целом нестабильную и неблагоприятную среду для американского присутствия в регионе.
Это в свою очередь дало импульс к дискуссия относительно интересов Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, угрозы их реализации, а также проблем безопасности [2].
В академическом и аналитическом сообществах всегда существовала дискуссия относительно необходимости военного американского присут-ствия в Персидский залив и на Ближнем Востоке в целом.
Поразительное увеличение добычи нефти в США за последнее десятилетие, по мнению многих наблюдателей, уменьшило стратегическое значение Персидского залива для Соединенных Штатов. В число этих политиков входит нынешний президент Соединенных Штатов [3]. Но некоторые аналитики придерживаются более старой аргументации - безопасность поставок углеводородных ресурсов и их транзита требует существенного военного присутствия США в регионе [4].
Однако в оценках ряда экспертов лежит другая логика - экономия. Согласно их мнению присутствие на Ближнем Востоке обходится США в военных расходах больше, чем стоимость нефти, которая поступает из стран Персидского залива. Американские эксперты Чарльз Глэйзер и Розмари Келаник утверждают, что США могут сократить свой оборонный бюджет на 15%, если они откажутся от своего военного присутствия в регионе [5]. Более 4 млрд. баррелей нефти, хранящихся в стратегических запасах Соединенных Штатов и других стран, могут смягчить экономические последствия любого кратко- и среднесрочного прекращения экспорта нефти из стран Персидского залива для потребителей. Согласно этой логике не имеет никакого экономического смысла постоянно размещать американские вооруженные силы и активы в нефтяном регионе.
Весьма конкретные энергетические аргументы в пользу вывода американских войск совпадают с более глобальными стратегическими перспективами, утверждающими, что концентрация Соединенных Штатов на Ближнем Востоке отвлекает американские ресурсы от более важных стратегических проблем в другом регионе - Восточной Азии. Эти утверждения легли в обоснование того, что администрация Б. Обамы назвала стратегией «перебалансировки» на Азию ввиду усиления влияния Китая и активной внешней политики России в АТР. Администрация Д. Трампа приняла почти ту же логику в своей «Стратегии национальной обороны 2018 г.», которая определила «центральный вызов» для американской безопасности как «возрождение долгосрочной стратегической конкуренции» США с «ревизионистскими державами», Китаем и Россией [6].
Ряд американских аналитиков призывают к разведению американских военных и дипломатических ресурсов для потенциальных конфликтов ве-ликих держав и к интенсивному военному участию Соединенных Штатов на Ближнем Восток в последние два десятилетия [7].
Их призывы к стратегии «оффшорному балансированию» (offshore balancing) основаны на значительном сокращении, если не полном выводе аме-риканские войск из Ближнего Востока. Но либеральные интернационалисты - бывшие сторонники «арабской весны» и сочувствующие, которые в принципе поддержали программу Дж. Буша-мл. по продвижению демократии в мусульманский мир - сейчас поднимают эту тему. Тамара Кофман Виттес выступала сторонником за сильную приверженность Америки демократическим реформа на Ближнем Востоке. В своей книге она призвала американские элиты преодолеть «глубокую амбивалентность», которую она видела в региональной «повестки дня продвижения свободы» администрации Дж. Буша о поддержании дружеских отношений с арабскими государства, проводя их демократизацию. Будучи заместителем помощника госсекретаря по ближневосточным делам в первый срок Б. Обамы, а затем директором Центра ближневосточной политики в Институте Брукингса, она выступала за то, чтобы продвижение демократии было на переднем крае американских
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Avey C.P., Desch M.C, James D. , Maliniak D., Peterson S., Tirney M.J.. The Ivory Tower Survey. How IR Scholars See the World.// The Foreign Policy . JANUARY 3, 2012.- [Электронный ресурс]. URL; https://foreignpolicy.com/2012/01/03/the-ivory-tower- survey/ (дата обращения 21.11.2020).
2. Сучков М.А. Как американцам «починить» Ближний Восток, Международные процессы. 2018. Т. 14. № 4 (47). С. 168-171.
3. Thomas P.M. Barnet. America’s Post-Oil Grand Strategy, 18 February 2016.- [Электронный ресурс]. URL: http ://thomaspmbarnett. squarespace.com/globlo gization/2016/2/18/americas-post-oil-grand-strat- egy.html (дата обращения 21.11.2020).
4. Rovner Jh., Talmadge C. Hegemony, Force Posture and the Provision of Public Goods: The Once and Future Role of Outside Powers in Securing Persian Gulf Oi // Security Studies, Vol. 23, no. 3, 2017, pp. 548-81.
5. GlaserC.L., Kelanic R.A. Getting Out of the Gulf: Oil and US Military Strategy // Foreign Affairs, Vol. 96, no. 1, January/February 2017, pp. 122-31.
6. US Department of Defense. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America.- [Электронный ресурс]. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pu bs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf . (дата обращения 21.11.2020).
7. Ashford E. Unbalanced: Rethinking America’s Commitment to the Middle East // Strategic Studies Quarterly, Spring 2018, pp. 127-48.
8. Karlin M., Wittes C. America’s Middle East Purgatory // Foreign Affairs, Vol. 98, no. 1, Janu-ary/February 2019, pp. 88-100, quotes from pp. 89-90 and 99-100.
9. Halbfinger D.M. Syria Pullout by US Tilts Mid-east Toward Iran and Russia, Isolating Israel // New York Times, 20 December.- [Электронный ресурс]. URL:
2018, https://www.nytimes.com/2018/12/20/world/mi ddleeast/syria-us-withdrawal-iran.html. (дата обращения 21.11.2020).
10. Krieg An. Externalizing the Burden of War: The Obama Doctrine and US Foreign Policy in the Middle East // International Affairs, Vol. 92, no. 1, January 2016, pp. 97-113.
11. Capaccio An., Talev M. US Sends 1,500 Troops to Mideast After Blaming Attacks on Iran // Bloomberg, 24 May 2019. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/arti- cles/2019-05-24/trump-to-send-1-500-more-troops-to- mideast-as-iran-tensions-rise (дата обращения 21.11.2020).
12. Lynch M. Belligerent Minimalism: The Trump Administration and the Middle East // Washington Quarterly, Vol. 39, no. 4, Winter 2017, p. 128.
13. Congressional Research Service Reports on the Middle East and the Arab World.- [Электронный ресурс]. URL:
https ://fas.org/sgp/crs/mideast/index. html (дата обращения 21.11.2020).
14. Хлопов О.А. Геополитическое влияние «арабской весны» на международную энергетическую безопасность в контексте глобальных тенденций: Инновационные подход в решении проблем современности: теория, методология, практика: Монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦИС «Наука и Просвещение». - 2018 - С.39-52.
15. Neumann R.Bahrain’s Rulers’ Last Chance to Save Their Country // National Interest, 20 June 2019.
- [Электронный ресурс]. URL: https://nationalinter- est.org/feature/bahrains-rulers-last-chance-save-their- country-63532 (дата обращения 21.11.2020).