Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральное казначейство - это централизованная система финансовых органов, которая находится в ведении Министерства финансов РФ, образованная в целях эффективного управления средствами федерального бюджета, проведения государственной бюджетной политики, усиления контроля поступления, целевого и эффективного использования государственных средств, повышения оперативности в финансировании государственных программ.
Казначейство выполняет важную роль в финансировании экономики страны, от его эффективной деятельности зависит состояние бюджетной системы России.
На современном этапе перед Россией стоят важные задачи: удержание финансовой стабильности в условиях пандемии и экономического кризиса, реализация масштабных инфраструктурных проектов, развитие экономки в условиях санкций. Контрольная роль казначейства в таких условиях чрезвычайно востребована, в связи с этим данная роль выбрана в качестве объекта исследования. Предметом исследования выступает казначейское обслуживание как часть стратегии Казначейства в рамках указанной роли.
Цель работы – выявить основное направление регулирования в рамках контрольной функции Казначейства.
Для этого в рамках работы будут решены следующие задачи:
Изучена роль Казначейства в исторической перспективе.
Описаны функции Федерального Казначейства.
Описаны изменения законодательной базы казначейского сопровождения на 2021 г.
Работа написана на основании действующей нормативной базы, информации с официального сайта Федерального Казначейства и министерства финансов РФ.
1. История казначейской службы, понятие и роль Казначейства
Наиболее полное понятие Казначейства можно проследить по истории развития казначейской службы и определениям самого слова.
С образованием государств возникла такая сущность как государственные финансы. В древнерусских княжества государственные финансы начинались с казны князя и человека, назначенного охранять княжеские ценности – казну. Это и был прообраз Казначейства. С расширением государства возрастала роль казначеев, что привело к появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов. Петру I требовалось много налогов на проведение реформ и ведение войн, следовательно, необходимо было следить за правильным поступлением налогов. В результате в 1710 году создал Счетная или Казначейская контора. Она просуществовала до 1742 года.
Дальнейшее развитие казначейство получило в период царствования Екатерины II. Согласно акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. в каждой губернии были созданы казенные палаты, основные функции которых были определены следующим образом: [1] «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были». Согласно указанному акта была создана структура государственного финансового аппарата: губернии были разбиты на уезды, и в каждом уезде были определены должности уездных казначеев. Это были финансовые чиновники низшего уровня, которые следили за расходованием средств уездной казны.
В ходе реформ Александра I было создано Министерство финансов, а само управление финансами было распределено между тремя ведомствами: Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролёром. В 1821 году Департамент Государственного казначейства вошёл в структуру Министерства финансов. Было проведено ведомственное подчинение: Департаменту Государственного казначейства было подчинены центральные и местные финансовые структуры - Главное казначейство, губернские, окружные казначейства с состоящими в их ведомстве уездными казначействами.
Деятельность Департамента Государственного казначейства с 1821 года заключалась в следующем: движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; счетоводство приходов и расходов всех казначейств; заведование монетной и пробирной частями; проверка финансовых смет всех министерств; роспись доходов и расходов; рассмотрение составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, реализация которых потребует казенных расходов.
Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и механизм действия казначейств.
В конце XIX века полномочия Казначейства были расширены. Лучше всего эти преобразования отражены в Словаре Брокгауза и Эфрона понятие Казначейства определено следующим образом [5]
«Казначейство (кассы министерства финансов). До 1863 г. каждое министерство имело своё Казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы министерства финансов лишь свободные остатки.
В 1863 г. последовало преобразование кассового устройства по принципу "единства касс", причем все Казначейства министерств были упразднены и обязанности их возложены исключительно на кассы министерства финансов. В ведомстве департамента государственного Казначейства учреждены, кроме главного Казначейства, губернские Казначейства в каждом губернском и уездные Казначейства в каждом уездном городе, подчиненные непосредственно казенным палатам.
На обязанности Казначейства лежит: 1) собирание государственных доходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного Казначейства в другое или в государственный банк…
2) Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства св. синода), некоторых особых сумм (как то кабинета Его Величества, приказов общества призрения и др.), а также общественных и сословных сумм, по особому соглашению подлежащих учреждений с министерством финансов.
3) Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам.
4) Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам.
5) Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод, где это признано министром финансов возможным, частных денежных сумм из одного города в другой через местные Казначейства.
6) Счетоводство по всем доходам и расходам Казначейства и представление в установленные сроки отчетности как казенной палате, так и учреждениям государственного контроля…»
С 1918 года казначейство было расформировано. Эта трансформация отражена в Большой Советской Энциклопедии [5]:
«Казначейство - специальный правительственный финансовый орган в капиталистических странах ведающий кассовым исполнением государственного бюджета. Организует взимание налогов, сборов, а также доходов от реализации государственных займов и др. доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом. В ряде случаев осуществляет эмиссию бумажных денег. В США казначейство существует как департамент министерства финансов, во Франции как казначейское управление министерства В большинстве современных капиталистических стран государство возлагает функции кассового исполнения бюджета на центральные эмиссионные банки. Эта так называемая банковская система кассового устройства сокращает расходы государства на содержание аппарата Казначейства, а также облегчает ему контроль над ресурсами государственного бюджета.
В СССР К. не существует. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществляет Госбанк СССР.»
Определение Большой Советской Энциклопедии наиболее полно описывает Казначейство в непрофессиональных специфических терминах.
В современной России создание Казначейства было определено Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане). В составе Министерства финансов Российской Федерации было создано федеральное Казначейство. Для развития Казначейства была принята Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. После вступления в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольные функции Казначейства были обозначены как: казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации; соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год; объем обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных лимитов бюджетных обязательств; Главные распорядители и получатели средств федерального бюджета ответственны за целевое использование выделяемых им средств.
В течение 2000-2002 годов была создана вертикальная структура органов федерального казначейства, включающая 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделений федерального казначейства. В 2002 году все федеральные учреждения, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений были взяты под контроль со стороны органов федерального казначейства.
С 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Последовательное развитие Казначейства Российской Федерации происходит и в настоящее время. На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи: проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета; осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства; распределение доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней; осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.
Профессиональное понятие Казначейства приведено в Положении о Федеральном казначействе (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 в ред. от 15.03.2017 г. № 301) [3]
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Таким образом, законодательно и понятийно определена роль Федерального