Фрагмент для ознакомления
2
Рисунок 1 – Ценности социального субъекта
М. Вебер говорил о ценности как о норме, которая существует благодаря значимости, важности для субъекта. Согласно Т. Парсонсу, ценность представляет собой способ выявления и описания отношений в социуме при помощи общих для человечества ценностей.
Согласно Н. Гартману, существует несколько классов ценностей (рисунок 2).
Кроме необходимых для жизни людей ценностей, жизнь сама по себе – самоценность. Сохранение, поддержание, укрепление жизни как самоценности является предметом деятельности врача. Врачи в своей работе не только наделены правом. Они обязаны вмешиваться с человеческую жизнь.
Специфический статус профессии врача имеет потому, что человек привносит в свою работу как личность. Смысл работе врача придают дела, которые он совершает помимо своих медицинских обязанностей.
Социальная и нравственная система ценостей, которая говорит о состоянии здоровья человека, отражает не только смысл его жизни, но и говорит о наличии у людей число человеческих качеств – внимательности, ответственности, доверчивости, заботливости, совестливости, любви.
Рисунок 2 – Классы ценностей по Н. Гартману
Человек, который здоров духовно, находится в ответе за свои действия по отношению к другим.
Содержательной сущностью всех ценностей состоит в гуманитарном направлении деятельности и жизни человека. То есть многообразие мира оценивается с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости, красивого и безобразного, истины или заблуждения, то есть как ценности.
Ценности указывает на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Ценностное отношение будущего специалиста-медика к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, в том числе здоровье человека (пациента). Типами ценностного отношения студента к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Система ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания специалиста, обеспечивающую его устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности (профилактической, лечебной, диагностической и т.д.).
Предметные ценности включают многообразие предметов будущей профессиональной деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности - это способы и критерии студента, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности в предстоящей профессии. Они формируются в процессе социализации личности студента.
Таким образом, аксеологическая (ценностная) сторона мировоззрения регулирует деятельность личности студента и в определённой степени связана с праксеологической стороной. Функция праксеологической подсистемы – давать тесное взаимодействие познавательного и ценностного компонента мировоззрения с деятельностью специалиста. Это является духовной и практической стороной мировоззрения, так как в таком случае мировоззрение реализует специфическое «считывание» разных программ деятельности, поведения и коммуникаций в ситуации на практике. Значит, мировоззрение включает в себя конкретные регулятивы духовной и практической деятельности врача.
Такие регулятивы определяются мифологическими, религиозными и научными, философскими воззрениями. Кроме регулятивов и принципов, праксеологический момент мировоззрения состоит и из убеждений.
Убеждения представляют собой элемент перехода от знаний к практике. Когда знания переходят в убеждения, они становятся частью мировоззрения. Поэтому часто мировоззрение определяется как общность убеждений личности.
Убеждения представляют собой устойчивый взгляд на мир. Это идеалы, принципы, стремления.
Убежденность помогает специалисту в жизни, дает возможность выбирать, ориентироваться в своих мыслях, принимать ответственность в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов в области профессиональной деятельности врача, направляют ее активность, становясь поведенческими принципами.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения.
В убеждениях происходит объединение знаний и взглядов мировоззренческого характера, веры в их истинность, соединяются социальные ценности и идеалы, готовность к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления студента включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.
Способом определения ценности конкретным студентом, специалистом, социальной группой, социумом является оценка. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного студента, специалиста, социальной группы, класса, страны и т.д. Поэтому понимание одного и того же явления может быть разным у разных студентов, людей (специалистов), социальных групп и т.д.
Следствием устойчивой, повторяющейся оценки будущего специалиста своих отношений с коллегами, с другими людьми (пациентами) являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.
4 Эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты мировоззрения в профессиональной деятельности врача
Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Данный компонент характеризует профессионально важные знания специалиста, его представления о характере и условиях врачебной деятельности, особенностях информационных процессов, реализуемых при ее осуществлении, большую роль играет при этом эмоциональная восприимчивость будущего специалиста в доведении мировоззрения до уровня убеждений.
Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность специалиста в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. Убеждения объединяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства каждого специалиста.
Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля - способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.
Волевые усилия регулируют поведение и деятельность врача в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями.
Самыми распространенными проявлениями воли являются:
1) Дисциплина и самодисциплина
2) Мужество
3) Терпение
4) Решительность
5) Вера в себя.
Функция воли - выработка у человека смелости, целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, инициативности, организованности и пр.
Чувства - эмоциональные состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер (нравственный, эстетический, интеллектуальный и др.) мировоззрение направленности личности.
Эмоции - субъективные переживания ситуаций и явлений действительности (радость, страдание, страх, стыд и др.).
Деятельность будущего специалиста развивает волевые качества, такие как упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.
Как эмоционально-волевой, так и ценностно-нормативный компоненты включают в себя идеалы, ценности, убеждения, взгляды на получаемую в вузе профессию, которые являются механизмом, регулирующим профессиональную деятельность. Сюда же можно отнести и чувства человека, его личностное, эмоциональное отношение к миру. Эти компоненты мировоззрения определяют ориентацию будущего специалиста в информационном пространстве, задают стиль его деятельности. Человек становится настоящим специалистом в своем деле тогда, когда у него сформирована система ценностей, убеждений. Только убежденный человек способен к эмоционально-волевой трансформации своих убеждений.
Поскольку в современном мире все изменяется, знания обновляются с невиданной быстротой, то для того чтобы любой специалист, в том числе и студенты-медики, шли в ногу с прогрессом в науке и технике, необходимо, чтобы происходило дальнейшее развитие системы ценностей, убеждений, взглядов.
Действенно-практический компонент характеризует уровень сформированности профессионально важных навыков и умений, необходимых для решения учебных и профессиональных задач. Действенно-практический компонент включает готовность врача действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах. В действенно-практическом компоненте отражается готовность к профессиональному труду, стремление следовать усвоенным идеям в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Нужно учитывать, что готовностью к профессиональной деятельности считают целенаправленное и целостное выражение личности студента, вытекающее из ее профессиональных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивов, эмоционального настроя, волевых и интеллектуальных качеств.
Социально-нравственная система ценностей, указывающая на состояние здоровья человека, выражает не только смысл его жизни, но и предполагает наличие у людей неких общих чисто человеческих качеств - таких как внимательность, ответственность, доверчивость, заботливость, совестливость, наконец, любовь и т.п. Духовно здоровый человек в ответе за