Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема исследования стресса не является новой для психологиче-ской науки, но при этом актуальность ее не угасает, даже более того, с увеличением темпа жизни, возрастающих требований к работнику, увели-чения объемов работы, отчетности и прочего, современный человек все более подвержен стрессовым состояниям, что, в свою очередь, влияет на общее состояние организма, на эффективность работы, ее качество и ре-зультат. Безусловно, невозможно представить жизнь современного чело-века полностью без стрессов и стрессовых нагрузок, но снизить напряже-ние - можно и даже нужно.
Стресс - это феномен, которым страдают люди разных профессий, возрастов, сформированных ценностей и установок. В результате стрессо-вых состояний, а тем более, частых или длительных стрессов, у людей раз-виваются различные психосоматические аспекты - общее недомогание ор-ганизма, проблемы сна, синдром хронической усталости, чувство одино-чества, ненужности, повышенная тревожность, субъективное ощущение неблагополучия, повышенная агрессивность и конфликтность, злоупо-требление психотропными средствами и т.п.
Актуальность темы. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в гуманитарных науках создана теоретическая база для ис-следования методов снижения стрессов, однако данная проблема совре-менными учеными в новых социально-экономических условиях недоста-точно изучена. Данным фактом обусловлена актуальность настоящей ра-боты.
Стресс – одна из главных психологических проблем ХХI века. Вся наша цивилизация развивается таким образом, что с оптимальным уров-нем стресса могут прожить лишь мизерное количество людей. Россия – СССР – Россия в ХХ веке была страной, в которой практически все насе-ление в силу объективных обстоятельств и субъективных причин было подвержено мощному стрессу. В нынешнем столетии народы нашей стра-ны, каждый россиянин, будут искать выходы из не менее стрессовых ситу-аций, чем в прошлом веке. Последние 25 лет стрессогенность социально-экономической ситуации в России чрезвычайно высока. Непрерывные, как правило, непонятные или плохо обоснованные радикальные, масштабные реформы, социальная несправедливость, рост коррупции и преступности, распространение всевозможных пороков – все это вызывает естественный и серьезный стресс у каждого, кого затрагивают данные факторы.
Борьба со стрессом стала сегодня едва ли не основной проблемой, связанной с самосохранением человека. Профилактика стресса является в настоящее время типичной и важной задачей, которую так или иначе ре-шают большинство россиян.
Большая сложность проблемы стресса требуют масштабных фунда-ментальных, а также прикладных исследований данного явления.
Теоретико-методологическая база исследования: основы совре-менных подходов к изучению методов снижения стресса В качестве теоре-тической базы исследования были использованы работы ряда отечествен-ных и зарубежных авторов, таких как: (В.А. Абабков, А.Я Анцупов, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю: Рыбников, A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов, R.S. Lazarus, С. Maslach и др.). и др.
Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим ши-рокий круг проявлений измененного психического состояния, возникаю-щего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования: апробация тренинга по профилактике про-фессионального стресса.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу тре-нинга по преодолению профессионального стресса у педагогов в образо-вательной организации.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты
Стресс, вызванный спецификой работы, называется производствен-ным или профессиональным. Это многомерный феномен, который выра-жается в психологических и физиологических реакциях на сложную рабо-чую ситуацию.
К причинам профессионального стресса относятся психологические и физические факторы. При этом факторы могут быть как реальными, так и предполагаемыми.
В трудовой деятельности могут быть различные неблагоприятные внешние воздействия, которые могут стать основными причинам, которые вызывают физический стресс. К ним относятся высокий уровень физиче-ской нагрузки, слабая разработка эргономических составляющих и т. д.
Условиями, которые вызывают психологический стресс, являются: большой избыток информации, неопределенность ситуации, дефицит вре-мени, повышенная мотивация, низкий карьерным ростом, высокий уровень конфликтности коллектива, частая или быстрая перестройка стратегий по-ведения в ходе сложившейся ситуации и т. д.
Понятие стресс-синдрома. Предметы изучения стресс-менеджмента
Рассматривая вопрос профессионального стресса, необходимо обра-тить внимание на понятие стресс-синдрома. Под этим термином понимает-ся совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реаги-рования в профессионально трудных ситуациях.
Стресс-синдромы являются результатами отрицательного воздей-ствия, которое возникает как реакция взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью. Субъект выполняет трудовую деятель-ность в конкретных организационных условиях при воздействии разнооб-разных стресс-факторов.
Теория и практика стресс-менеджмента изучает специфику формиро-вания синдромов стресса, которые обусловлены исходя из профессиональ-ной деятельности. Стресс-менеджмент направлен на выяснение причин стресса. Они могут быть определены содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности, относящейся к определенному типу. Также предметом изучения стресс-менеджмента относится симптома-тика переживаний стресса в различных видах стрессовых состояний, как острых, так и хронических. Также он занимается вопросами негативных последствий стресса, как устойчивых личностных и поведенческих дефор-маций.
Существует несколько уровней синдромов стресса профессиональ-ной деятельности:
На первом уровне описываются субъективные репрезентации от-дельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций. Они являются для субъекта отягощающими или затрудняющими элементами в успешном вы-полнении профессиональной деятельности, они отрицательно влияют на качество жизни и на душевный комфорт.
Второй уровень предполагает описание синдромов профессиональ-ного стресса. Синдромами профессионального стресса называются симп-томы, при которых переживается стресс. Симптомы могут выступать как кратковременные, хронические, доминирующие стрессовые или постстрес-совые состояния.
К примерам этих состояний можно отнести состояние, при котором снижается работоспособность (психическое пресыщение, монотонность, утомление, стресс, напряженность).
Н. Водопьянова подчеркивает то, что стрессовые симптомы обнару-живаются в любых сферах психики. Она также отмечает, что для эмоцио-нальной сферы важными феноменами является переживание значимости текущей ситуации, чувство тревоги.
В когнитивной, это восприятие опасности, угрозы, неопределенность ситуации.
Мотивационная сфера предполагает такие феномены как капитуля-ция или мобилизация сил, может происходить как подъем, так и наоборот, субъект будет тормозить, все это сопровождается чувством усталости, это все сопровождается чувством вялости и апатии.
В поведенческой сфере изменяется активность, привычные темпы де-ятельности, появляется скованность в движениях или в общении.
На третьем уровне описываются синдромы стресса профессиональ-ной деятельности. Ими являются симптомы устойчивых личностных и по-веденческих деструкции и деформаций.
Профессиональными деструкциями называются отрицательные по-следствия рабочих стрессов, которые накапливаются постепенно. Они про-являются как устойчивые изменения структуры и содержания профессио-нальной деятельности. Также происходят изменения в структуре личности человека.
Профессиональные деструкции носят негативный характер, они вли-яют на производительность, удовлетворенность трудом, а также на разви-тие личности субъекта труда.
Основные тенденции развития профессиональных деструкции по А.К. Маркову
Происходит отставание и замедление в профессиональной деятельно-сти в сравнении с социальными и возрастными нормами;
профессиональная деятельность носит несформированный характер (происходит «застревание» работника в его развитии);
профессиональное развитие дезинтегрируется, распадается профес-сиональное сознание, в результате цели становятся нереалистичными, труд приобретает ложный смысл, происходят, профессиональные конфликты;
профессиональная мобильность отличается низким уровнем, работ-ник не способен приспособиться к условиям труда;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. -224 с.
2. Бережливая медицина как отраслевой стандарт бережливого производ-ства [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=159 (дата обращения: 13.04.2019)
3. Бережливое производство [Электронный ресурс] URL: http://www.lean- pro.com/about-lean-manufacturing.html (дата обращения: 13.04.2019)
4. Бережливое производство - новая управленческая технология учре-ждений здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=33 (дата обращения: 13.04.2019)
5. Бережливый менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=138 (дата обращения: 13.04.2019)
6. Возможности использования подхода «Бережливое производство» (leanproduction) в медицине [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=132 (дата обращения: 13.04.2019)
7. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: Научно-философский трактат / А.И.Бобков, А.С.Бобкова . - М: ОАО «Ориги-нал», 1997. - 144 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. - М.: ПЕРСЭ. - 2006. - 350 с.
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания / В.В.Бойко [Элек-тронный ресурс]. URL: http://rumagic.com (дата обращения: 13.04.2019)
10. Брайн Люк Сиворд. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту / Брайн Люк Сиворд. - М.: Издательская группа «Весь», 2010. - 310 с.
11. Брайт Д., Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоле-ние /Д.Брайт, В.А.Бодров. - М: ПЕР СЭ. - 2006. - 228 с.
12. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
13. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р.Гейссельхарт. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с.
15. Грецов А.Г., Попова Е. Г. Научись преодолевать стресс / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 56 с.
16. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринбер. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
17. Данильченко Я.В., Костомарова Т. С. Бережливое производство новая управленческая технология учреждений здравоохранения / Я.В. Да-нильченко, Т.С. Костомарова// Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. - 2014. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-novaya- uprav-lencheskaya-tehnologiya-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (дата обраще-ния: 13.04.2019)
18. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней молодости и юности/С.П.Иванова//Вестник Псковского государствен-ного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - №9. - С. 99¬108.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихи-ческие расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.