Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ, каким будет зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. При выборе профессии необходимо учитывать ее внутренние требования, ограничения и разного рода обязательства.
В современном обществе насчитывается более 20 тысяч профессий. Такое многообразие часто ставит в тупик выпускников образовательных организаций. Зачастую при выборе профессии люди руководствуются модой, взглядами родителей, престижностью профессии, но только не соответствием собственной психологии и профессии.
Согласно точке зрения психологов, осуществляя выбор профессии чрезвычайно важно учитывать соответствие между характеристиками будущей профессии и психологическими особенностями личности [2, с. 12].
Психологический анализ трудовой деятельности — это обязательная первоначальная фаза деятельности в области психологии труда. Она выполняет роль основы, на которой базируется каждое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, точка зрения, согласно которой рассматривается профессия, может изменяться. Однако, психологическое исследование профессий может обладать и более самостоятельным теоретическим аспектом. Многообразность видов трудовой деятельности определяет перед психологией труда проблематику психологической классификации профессий, раскрытия общих характеристик психологических свойств разнообразных видов труда, определение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с точки зрения психологии.
Предмет исследования – классификация профессий Е.А. Климова.
Цель исследования – это изучение видов классификаций профессий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие профессии.
2. Изучить классификации труда в теориях современных исследователей.
3. Изучить классификацию профессий по Е.А. Климову.
1. Общее представление о профессии
Профессия – это род трудовой деятельности, который требует особенной подготовки и, как правило, является источником существования.
По мнению Э.Ф. Зеера, профессия – это социально ценная сфера применения духовных и физических сил индивида, которая позволяет ему получать вместо затраченной трудовой деятельности нужные средства для развития и существования [5].
Понятие «профессия» многозначно и обозначает следующее:
1. общность людей;
2. сфера применения сил;
3. деятельность и область проявления личности;
4. исторически формирующуюся систему;
5. действительность, которая творчески формируется собственно субъектом.
Зачастую наряду с понятием «профессия», как синоним употребляется понятие «специальность», определяемое как род занятий в области одной профессии.
В широком смысле слова «профессия» — это исторически сформировавшиеся формы деятельности, которые необходимы социуму, для осуществления которых индивид должен обладать суммой навыков и знаний, владеть соответствующими способностями и профессионально важными качествами.
Профессиональная деятельность — это разновидность труда, результат его дифференциации. Профессиональная деятельность носит социальный характер. В ней выделяют по меньшей мере две стороны: социум (как работодатель) и индивидуум (как работник). Социум выступает в данных отношениях как:
─ заказчик исполнения социально значимых видов деятельности;
─ координатор условий этой деятельности;
─ источник финансирования деятельности;
─ регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
─ специалист по качеству деятельности, которая осуществляется исполнителем;
─ источник развития социального отношения к профессии (ее престиж, значимость и т.п.).
Данные функции могут реализовываться государственными институтами или частично переданы частным лицам (финансирование, функции организации условий и т.п.). Тем не менее, органы государственного управления даже при передаче функций частным лицам выполняют общий контроль за профессиональной деятельностью (к примеру, частные школы проходят государственную аккредитацию и аттестацию, трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту) [6].
С точки зрения социума профессия — это система профессиональных форм, задач и видов профессиональной деятельности людей, обеспечивающие удовлетворение нужд социума в достижении существенного результата, продукта.
С точки зрения конкретного индивидуума, профессия — это деятельность, являющаяся источником его существования и средством собственной самореализации. Согласно А.К. Марковой, профессия является социально ценной и ограниченной ввиду разделения труда областью приложения духовных и физических сил человека, которая дает ему возможность получать взамен затраченного труда нужные средства для его развития и существования [9].
Таким образом, для осуществления профессиональной деятельности люди должны обладать суммой навыков и знаний, обладать соответствующими способностями, профессионально важными качествами личности. Уровень развития данных компонентов определяется темпами развития человека как профессионала и степенью успешности его профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллаева, М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий / М.М. Абдуллаева // Вестник Московского университета.- Серия 14. Психология, 2016. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihosemanticheskoy-klassifikatsii-professiy (дата обращения: 10.12.2020).
2. Анищенко, В.А. Психология профессиональной деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова; М-во образования и науки РФ, Башк. гос. ун-т. - Уфа : БашГУ, 2010. - 139 с.: табл.; 8,05 печ. л. - Библиогр.: с. 136-138. - ISBN 978-5-7477-2481-5.
3. Асеев, В.Г. Психология труда: учебное пособие. - Ч. I - 2-е изд./ В.Г. Асеев. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2010 - 342с. - ISВN 5-85178-060-6 – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/klimov-ea-vvedenie-v-psihologiyu-truda_35ff955a950.html
4. Варфоломеева, Т.П. Социально-психологические аспекты изучения профессий системы «Человек-человек» / Т.П. Варфоломеева // СНВ, 2013. - №4 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-izucheniya-professiy-sistemy-chelovek-chelovek (дата обращения: 9.12.2020).
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»). - ISBN 5-8291-0201-3 (Академический Проект), ISBN 5-88687-147-0 (Деловая книга) – Режим доступа: https://studfile.net/preview/1744899/
6. Иноземцев, В.М. Психологические характеристики субъекта труда как факторы успешности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В.М. Иноземцев // Вестник Московского университета МВД России, 2013. - №4. – с. 191-195 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-subekta-truda-kak-faktory-uspeshnosti-v-professionalnoy-deyatelnosti-sotrudnika-organov-vnutrennih (дата обращения: 12.12.2020).).
7. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: [Электронный ресурс] Учеб. для вузов / Е.А. Климов. - М.: Издательство ЮНИТИ, 1998. – 350 с. – Режим доступа: http://docplayer.ru/52887363-E-a-klimov-vvedenie-v-psihologiyu-truda.html
8. Климов, Е.А. История психологии труда в России. [Электронный ресурс] Учеб. пособие / Е.А. Климов, О.Г. Носкова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0185/2_0185-1.shtml
9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.; 21 см.; ISBN 5-87633-016-7 - http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html
10. Пряжников, Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников. - М.: Academia, 2017. - 238 c.
11. Пряжников, Н.С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 405 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01541-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].- URL: https://urait.ru/bcode/432844 (дата обращения: 10.12.2020).
12. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012 - 352 с.
13. Толочек, В.А. Современная психология труда: учеб. пособие/В.А. Толочек - СПб.: Питер, 2011. - 479 с.
14. Толочек, В.А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее/ В.А. Толочек // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология, 2010. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-individualnogo-stilya-deyatelnosti-v-psihologii-proshloe-nastoyaschee-i-buduschee (дата обращения: 9.12.2020).