Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Представьте в виде политико-правовой доктрины основные идеи Т. Мора.
Требования к доктрине:
– непосредственно сами положения, структурные элементы доктрины (логико-методологическое основание, содержание и программные положения доктрины);
– составную часть доктрины мыслителя необходимо отнести к тому или иному понятию теории государства и права (например, для составной части «содержание» доктрины «понятие права»: позитивное, естественное, социологическое и проч.);
– ссылку на политико-правовой источник информации (автор, название работы, страница);
– выдержки из оригинального текста учения.
В 1516 г. свет увидело произведение английского государственного деятеля и одного из умнейших людей своего времени Томаса Мора. Книга получила длинное название «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», но как известно люди всегда стремились всё упростить и сократить, поэтому во основном все мы знаем её просто как «Утопия». В своей книге Томас Мор от лица вымышленного мореплавателя и путешественника Рафаила Гитлодея, во-первых, обнажил все пороки европейского общества и правителей тех лет, а во-вторых, следуя принципу «отвергая-предлагай», дал точное описание идеального государства с экономикой нового типа, социальным равенством, высокими моральными устоями и революционными для своего времени предложениями, благодаря чему много позже «Утопию» причислят к идеям раннего коммунизма.
В этой книге нет темы, которую бы не затронул Томас Мор - от морали, образования и здоровья нации, до организации властных институтов и дипломатии. А для правоведов всех времён это произведение представляет ещё и сугубо профессиональный интерес. Политико-правовые идеи Томаса Мора уникальны, описанное им социальное государство, права и свободы граждан которого так широки, что на практике фактическая реализация большей их части произойдёт только столетия спустя, а некоторых и вовсе в XXI веке. Мор стремился показать, в первую очередь правителям своих лет пример того, как можно организовать государственное строительство и жизнь собственных подданных, чтобы держава процветала, а власть только укрепилась. В государстве Утопия мы видим наличие бесплатного образования и медицинского обслуживания, развитой градостроительной политики .
Описывая политический строй Утопии, Мор избегает стандартных классификаций. Он не называет ее ни демократией, ни аристократией, ни монархией, по всей видимости, желая подчеркнуть, что Утопия отличается от всех существующих государств и ни один из традиционных терминов сущности описываемого им общества не отражает. По своему политическому устройству Утопия представляет собой государственное образование, в состав которого входят пятьдесят четыре города. Каждый полис связан экономическими и административными нитями с прилегающими к нему деревенскими хозяйствами .
По внешнему виду, размеру, языку, должностям и нравам города похожи друг на друга, поэтому кто знает один город, тот знает все. Ближайшие полисы удалены друг от друга на расстояние дневного пешего перехода. Общая численность населения Утопии – около пяти миллионов человек, проживающих на острове площадью в пятьдесят тысяч квадратных километров. Кстати, столько же во времена Мора проживало и в Англии.
В Утопии нет места ни социальным экспериментам, ни революциям, порождаемым периодами застоя и депрессии. Ввиду совершенства – насколько оное может быть предугадано человеком – государственный строй утопийцев сохранился в том самом виде, в каком был утвержден неким Утопом, успешным полководцем и мудрым законодателем, приведшим прежде дикое население завоеванной им территории к состоянию просвещенности и благоденствия, гражданам других государств неведомому.
Минимальной государственной единицей Утопии является состоящее из нескольких семей хозяйство. Хозяйства делятся на деревенские и городские. Члены хозяйств связаны родственными узами и общей производственной деятельностью. В каждом городском хозяйстве от десяти до шестнадцати взрослых. Общее число горожан поддерживается неизменным. Во главе хозяйства стоят старейшина и его супруга, на плечах которых лежат административные и воспитательные функции. В каждом городе шесть тысяч хозяйств. Тридцать хозяйств ежегодно выбирают себе должностное лицо, называемое филархом, буквально «начальником филы» (филой в Древней Греции называли родовую или территориальную единицу) .
Таким образом, в каждом полисе двести филархов. Их основная функция заключается в организации и контроле над производством и потреблением в границах подвластных им хозяйств. Над десятью филархами с их хозяйствами стоит один протофиларх («первый начальник»). Протофилархи избираются ежегодно, но без необходимости их не меняют. В каждом городе свой правитель. Он выбирается двумястами филархами путем тайного голосования из четырех кандидатов (по одному от каждой из четырех частей города). Должность правителя пожизненна, если только он не будет заподозрен в склонности к тирании. Каждые три дня, а при необходимости и чаще, правитель собирает протофилархов, и они вместе разбирают общественные дела и разрешают частные споры, которых в Утопии, впрочем, немного.
Классики политической мысли: от Платона до Монтескье Высшим государственным органом является заседающий в столице Сенат, который соединяет в своем лице законодательную, исполнительную и судебную функции.
Сенат формируется ежегодно из умудренных богатым жизненным опытом представителей всех пятидесяти четырех городов (по три от каждого). Всего 162 сенатора (54 × 3). Народ контролирует деятельность Сената через своих представителей. На его заседаниях всегда присутствуют по два филарха, причем всякий день разные. Сенат утверждает кандидатуры правителей городов, выносит решения по производству и распределению продуктов потребления .
Некоторые решения предварительно докладывают собранию филархов, которые, в свою очередь, посовещавшись с хозяйствами, доводят мнение народа до сведения Сената. Вопросы исключительной важности выносятся на обсуждение всего острова. Принимать решения помимо Сената или народного собрания в вопросах, касающихся общественных дел, считается уголовным преступлением. Эта мера призвана предотвратить возможный заговор правителя и протофилархов, если те вознамерятся установить тиранию. Высшие должностные лица – правитель и протофилархи – избираются, как это и следовало ожидать от утопии, из людей ученых. Власть базируется не на насилии, а на авторитете и всеобщем признании достоинств должностных лиц. «Живут утопийцы в любви, оттого что должностные лица не надменны и не страшны; их называют отцами, они себя так и держат. К ним относятся, как подобает: почет оказывают добровольно, а не исторгают его насильно» . Подытоживая вышесказанное, отметим, что первой особенностью совершенного государства является власть лучших, которые выбираются и контролируются большинством. Тщательность в выборе должностных лиц объясняется просто: от их нравственных и деловых качеств зависят как благополучие, так и гибель государства. О том, что править должны лучшие, учил еще Платон. Однако у Платона лучшие люди государства в контроле со стороны большинства не нуждаются. В данном отношении модель Платона аристократична, а модель Мора – демократична.
При внимательном изучении труда Мора вряд ли можно полностью согласиться с данной позицией. Гуманизм британца (безусловно величайшего представителя этого направления в европейской идеологии эпохи Ренессанса), состоящий в том, чтобы построить общество, где «высшей ценностью является человеческая жизнь», где все ресурсы направлены на реализацию лозунга «все для блага человека», где этика и мораль основаны на духе разума, прогресса, максимальном использовании человеческих способностей, относятся лишь к утопийцам (то есть пришельцам, колонизаторам). При том, что в тогдашнем общественном мнении всплывали совершенно противоположные точки зрения – от «добрых дикарей», живущих в «золотом веке», до жестоких варваров, каннибалов, «одноглазых чудовищ», туземцев с «собачьими мордами» (Колумб, Веспуччи), эти описания вряд ли оказали заметное воздействие на принципиальную позицию Мора. Он изначально ставит колонизаторов (англичан) в качестве более высокой расы по сравнению с любыми туземцами.
В главном произведении Томаса Мора весьма значительное место уделяется международным отношениям «идеального государства», в том числе с местным населением. Утопийцы считают войну зверством, поэтому для победы, прежде всего, используют хитрость, подкуп приближённых государя-врага и другие коварные способы. Если это не помогает, они делают ставку на победу в войне. «При этом нанимают иноземных солдат и щедро им платят. Своих граждан ставят лишь на руководящие должности. Они могут вступить в войну для защиты угнетенных народов, но никогда не допускают сражений на своих землях» .
Основатель колонии Утопии использовал насилие и географическую изоляцию, чтобы создать и навязать свой порядок в утопическом обществе. У Томаса Мора не возникает никаких проблем с оправданием жестокой захватнической политики, поскольку она направлена на создание «упорядоченного общества». Даже Гитлодей, который поначалу очень критично относился к насильственному монархическому экспансионизму, свирепствовавшему на европейском континенте, восхваляет «мягкую», на его взгляд, внешнюю политику утопийцев.
Поразительно то, что страницы «Утопии», посвященные отношениям между колонистами и туземцами, практически ничем не отличаются от современной стратегии и тактики империализма. Утопийцы, как и нынешние колониалисты, насильственно навязывают, говоря современным языком, «прогрессивное, модернистское» иго туземцам, которые обречены находиться на низшей ступени в иерархии человечества, а колонизаторы представляют «высшую расу», фактически захватившую суверенитет над подвластными ей территориями.
Рассказывая о том, как утописты управляются со своими внешними делами, Томас Мор стремится выглядеть «идеалистом» и «гуманистом», и его позиция весьма близка нынешним империалистам, особенно в том, что касается «законности» применения силы.