Фрагмент для ознакомления
2
его носителями, для которых характерны как теоретический, так и обыденный его уровни, необходимо помнить, что в практической деятельности они (уровни) находятся в диалектическом единстве и взаимозависимости. Недопустим отрыв теоретического уровня такого сознания от обыденного, поскольку это неизбежно приводит к схоластике, догматизму, оторванности от практики.
Итак, сознание представляет собой функцию головного мозга человека, заключающуюся в отражении объективных свойств предметов и явлений окружающего мира, процессов, происходящих в нем и регулировании взаимосвязей человека с природой и социальной действительностью.
Можно выделить четыре признака ясного сознания 2, с. 85:
1) адекватное, правильное восприятие окружающего мира (не иллюзорное, не бред и т. д.);
2) правильная ориентация в городе, времени и окружающих лицах;
3) последовательность мышления, отсутствие явлений беспорядочности, инкогеренции;
4) сохранение памяти 1, с. 40.
К вышеперечисленному следует добавить еще один признак нормального сознания – способность к адекватному вербальному и рефлекторному контакту. Если все эти признаки изменены, то это свидетельствует о расстройстве сознания.
В каждый конкретный момент душевная жизнь человека может иметь различные ступени сознания от полной ясности до бессознательного состояния. Несмотря на существенные разногласия, синдромы помраченного сознания имеют четыре общих признака (К. Ясперс), которые в той или иной степени присущи каждому из них 5, с. 80:
1) нечеткое восприятие окружающей реальности;
2) дезориентировка в месте, времени и ситуации;
3) различные варианты нарушения мышления;
4) нарушение памяти (больной полностью или частично забывает то, что с ним происходило во время болезненного состояния).
По отдельности каждый из признаков еще не свидетельствует о нарушении сознания. Оглушение, например, может встречаться при шизофрении. Помрачение сознания может наступать внезапно или развиваться постепенно. Постепенное помрачение состояния (например, делириозное) предшествует состояние растерянности, стержень этого состояния-гиперметаморфоз - состояние чрезмерной отвлекаемости, когда каждый новый раздражитель сразу привлекает внимание больного. Больной теряет доминантную линию поведения, происходит постоянное переключение внимания, действия приобретают хаотический характер. Этот синдром впервые был описан Вернике. А. В. Снежневский считал, что в основе этого явления лежит патологическое усиление ориентировочного рефлекса.
2. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык
Одним из факторов возникновения и развития сознания является речевое общение, речь (Рисунок 1). Речь возникла в коллективе первобытных людей. Чтобы общими усилиями вырыть яму, замаскировать ее, загнать в нее зверя и убить его, охотники должны были многое сообщить друг другу. И жизнь заставила их этому научиться. Разнообразие информации, которую следовало передать друг другу, требовало определенных знаков.
Рисунок 1 – Единство сознания, трудовой деятельности и языка
Знак должен был быть общим для определенного класса вещей и действий и общим для всех участников трудового процесса. Жесты не удовлетворяли этим требованиям. Их может принять и понять лишь тот, кто их видит. В коллективном же труде, конечно, участвуют и те, кто не видит друг друга. Вот почему возникла необходимость в звуковой системе знаков. Звуковой системой знаков, с помощью которых осуществляется общение, и является речь 4, с. 77.
Она состоит из различных слов, условных звуковых знаков и выполняет двойную функцию: это и средство общения, и орудие мышления. Слова выступают не только условными знаками различных предметов и процессов, – они также фиксируют наши мысли об этих предметах. Только с помощью речи (устной, письменной или художественно-образной) человек может сформулировать и найти выражение своим мыслям. Конечно, для того чтобы мыслить, не обязательно говорить вслух. Глухонемые, например, не владеют звуковым языком, но это отнюдь не означает, что в них вообще отсутствует язык и мышление. Они могут выражать свои мысли с помощью жестов и письменной речи. Следует сказать, что выразительный язык жестов так или иначе используется всеми людьми, особенно для передачи эмоций и чувств, а также для конкретизации значения слов 1, с. 90.
Вместе с тем, речь – это не просто средство фиксации и передачи мыслей, она является необходимым условием и орудием процесса мышления. Процесс мышления – это процесс оперирования абстрактными понятиями, которые условно закодированы в соответствующих словах. Формулируя мысль, человек якобы мысленно проговаривает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 352 с.
2. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д.Карвасарского. - 3-е изд., стер. – СПб: Питер, 2017. – 960 с.
3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. - 4-е изд. - М: МЕДпресс-информ, 2002. - 592 с.
4. Середина Н.В.. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология: учебное пособие / Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко ; под ред. В.П. Ступницкого. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 512 с.
5. Ясперс К. Общая психопатология. – М: Практика, 2007. – 213 с.