Фрагмент для ознакомления
2
Каков род, таково и потомство»,
«Каков отец, таков и сын»,
«Смотри на мать, когда берешь ее дочь»- говорил мордовский народ.
Воспитание детей у удмуртов
Взаимоотношения членов семьи устанавливались обычаем (сям). Младшие члены слушались старших, а те должны были заботиться о младших. В общении удмурты мало пользовались именами. Супруги называли друг друга местоимениями второго и третьего лица (тон, со), детей звали сынок (пие), моя дочь (нылы). Младшие дети, обращаясь к старшим сестрам и братьям или говоря о них, называли их агай, нюню, апай, что значит старший брат, дядя, старшая сестра, тетя. Если их было несколько, то перед термином родства ставили имя. Так же звали они братьев и сестер своих родителей. Родителей своего мужа сноха называла в третьем лице: анайзы, атайзы, то есть их мать , их отец.
Ослушание воли отца и матери осуждалось общественным мнением. Поэтому их волеизъявления и поручения не обсуждались, а осуществлялись. Родители решали и вопрос о браке взрослых детей, выбирая им брачных партнеров чаще по своим симпатиям. Женили сыновей и выдавали дочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Отмечено соблюдение обычаев левирата, когда вдова выходила замуж за младшего брата умершего мужа, и сорората, согласно которому вдовец женился на младшей сестре умершей жены. Свидетельством последнего остался термин бултыр, означающий в удмуртском языке сестру жены и вторую жену.
Методы нравственного воспитания у марийцев
Марийский народ всегда прославлял людей, любящих свой народ, проявляющих героизм, мужество, выносливость, уважительное отношение к другим народам. В устном народном творчестве высоко ценится в человеке преклонение перед родиной.
Образцы вспыльчивой верности к Родине, беззаветной защиты родного края можно найти в сказках, преданиях.
Марийцы жили в дружбе с другими народами.
Это – добрая национальная черта, уходящая корнями в глубокую древность.
Нравственные черты народа формируются веками, опыт сохраняется и передается следующим поколениям. Их народ исконно отличался высокой нравственностью, честностью, благородством, мужеством. Знание нравственного опыта предков выступало как бесценный опыт в воспитании детей. Народом всегда прославлялись лучшие качества человека: преданность родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, честность, дружелюбие. Вместе с тем резко порицалась зависть, эгоизм, трусость, болтливость, лень, хвастовство.
Среди нравственных ценностей марийского народа главным является уважительное отношение к старшим. Приветствовалось их почитание, стремление советоваться с ними. Молодые проявляли заботу о них, перенимали их житейский опыт, мудрость. Ослушаться, показать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным.
Свое уважение к старшим и пожилым дети должны были проявлять и в повседневной жизни, например, оказывать какую-нибудь помощь им. Когда к роднику или к колодцу подходили молодая и пожилая, молодая в знак уважения должна была наполнить сначала ее ведро, только потом свое.
Дети также должны были слушаться старших братьев и сестер. Именно иерархическое подчинение младших старшим позволяло сохранить порядок в семье и предотвратить раздоры.
Поступки, доставляющие моральный или материальный вред соседям, считались безнравственными. Односельчане осуждали и открыто высмеивали людей, не имеющих жить в мире другими. Регулирующим и регламентирующим отношения в обществе являются понятия намыс – стыд и язык – грех. Быть носителем этих понятий считалось постыдными и являлось уже наказанием.
Положительное воздействие на детей оказывала национальная традиция гостеприимства.
Среди положительных качеств личности, наряду с уважительным отношением к старшим, следует назвать общительность и дружелюбие. В народе высоко ценятся коллективизм, стремление к общественному, совместному труду.
Нравственное воспитание в чувашских семьях.
Семья – для чуваша самое главное богатство. В любой семье к старшему поколению относились с любовью и почтением. С особой любовью и почетом относились к матери. Муж и жена уважали друг друга. Главной целью семьи было воспитание детей. В чувашских семьях никогда не было брошенных детей, сирот забирали к себе или родственники, или соседи и растили их как своих детей. И И.Я. Яковлев таким же образом был усыновлён чужими людьми, никто даже в семье не заводил разговоры об этом. Об этом он узнал через несколько лет случайно. Большое внимание в воспитании детей уделяется приучению с малых лет труду и дружелюбию.
Часто в воспитании детей принимали участие и сами дети: старшие воспитывали младших. К основным методам нравственного воспитания детей в чувашских семьях являются разъяснения в виде пословиц и поговорок, сказок и рассказов о старине. У чувашей есть такой обычай: приучать детей с малых лет труду, привить любовь к Родине и народу, развивать в детях ум, память, любовь к прекрасному и с детства заботиться о своём здоровье, развиваться физически. С детства детей приучали к бережному отношению к своим вещам и умению вести себя на людях.
Еще до принятия ислама башкиры обладали собственной самобытной культурой, и центральную ее долю составляет патриотическое воспитание, которое являлось главным фактором подготовки вырастающего поколения к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Специфическими формами и методами патриотического воспитания являлись обычаи, традиции, обряды, социальная точка зрения.
Со временем эти формы и средства изменились, став частично достоянием семьи и функционируя в сфере семейного воспитания, а отчасти имели решающее значение для обучения и воспитания детей через систему учебных заведений.
Содержание традиций имело этнический, национальный и географический характер, но способ реализации их носил интернациональный окрас.
Традиции народной педагогики предполагали учащенную адаптацию детей к условиям жизни, среды и помогали усвоить общественные правила.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арсалиев, Шавали Мадов-Хаджиевич Методология современной этнопедагогики: моногр. / Арсалиев Шавали Мадов-Хаджиевич. - М.: Гелиос АРВ, 2013. - 694 c.
2. Баймурзина, Виля Кооперантный подход к исследованию общей этнопедагогики: моногр. / Виля Баймурзина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 104 c.
3. Баймурзина, Виля Общая этнопедагогика: моногр. / Виля Баймурзина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 132 c.
4. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2008. - 240 c.
5. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: моногр. / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Academia, 2012. - 240 c.
6. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
7. Еркибаева, Гульфайруз Общие основы этнопедагогики / Гульфайруз Еркибаева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 496 c.
8. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика / В.С. Кукушкин. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 432 c
9. Нездемковская, Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России / Г.В. Нездемковская. - М.: Эдитус, 2011. - 456 c.