Фрагмент для ознакомления
2
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) – вид обеспечения управления организацией, который включает фиксацию, передачу и хранение информации о состоянии организации и управляющих воздействий по изменению её состояния.
Можно сказать, что от того как налажена работа с документами, во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений, эффективность их выполнения и деятельность организации в целом.
Организация работы с документами является важной частью процессов управления и принятия управленческих решений, существенно влияющей на оперативность и качество управления.
Выделяются три основные задачи, решаемые в делопроизводстве (ДОУ):
1. Документирование (составление, оформление, согласование и изготовление документов).
2. Организация работы с документами в процессе осуществления управления (обеспечение движения, контроля исполнения, хранения и использования документов).
3. Систематизация архива документов.
Документационное обеспечение управления выполняет специальная служба, действующая на правах самостоятельного структурного подразделения. Это может быть: управление делами, общий отдел, канцелярия или секретариат.
Вне зависимости от специфики предприятия можно выделить следующие основные группы документов:
организационные документы предприятия (устав, положения, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);
распорядительные документы предприятия (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);
документы по личному составу предприятия (приказы по личному составу, трудовые контракты (договоры), личные дела, личные карточки ф. Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);
финансово-бухгалтерские документы предприятия (главная книга, годовые отчёты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, акты ревизий, инвентаризаций, планы, отчёты, сметы, счета, кассовые книги и др.);
информационно-справочные документы предприятия (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, объяснительные записки, протоколы и др.).
Инструкция по делопроизводству – это основной нормативный документ, регламентирующий правила, приёмы, процессы создания документов, технологию работы с документами. Для эффективной работы службы ДОУ и всех подразделений организации, для чёткого понимания и представления всех этапов работы с документами в каждой организации должна быть составлена инструкция по делопроизводству с учётом специфики её деятельности.
Источниками для составления инструкции по делопроизводству организации служат:
Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти. М.: Росархив, 2004;
ГСДОУ. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М.: Главархив СССР, 1991;
Для обеспечения документооборота в бухгалтерском учёте разработан проект федерального стандарта бухгалтерского учёта ««Документы и документооборот в бухгалтерском учёте»». Согласно Приказу Минфина РФ от 05.06.2019 № 83н его применение станет обязательным с 2021 года.
Для разработки проекта инструкции будем использовать указанные документы. Дополнительно необходимо отметить, что инструкция по документообороту является приложением к приказу об учётной политике организации.
Приложение _____
к приказу от 31.12.2020 г. № ______
«Об утверждении учётной политики
для целей бухгалтерского и налогового учёта»
Инструкция о документообороте
1. Документооборот организации организован в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ и федеральным стандартом бухгалтерского учёта «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте».
2. Под документами бухгалтерского учёта понимаются первичные учётные документы и регистры бухгалтерского учёта.
Под документооборотом в бухгалтерском учёте понимается движение документов бухгалтерского учёта в экономическом субъекте с момента их составления или получения до завершения исполнения (использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, отправки, помещения в архив, др.).
3. Документы бухгалтерского учёта должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» и федеральным стандартом.