Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Представьте в виде политико-правовой доктрины основные идеи Платона, изложенные в первом («Государство») и втором («Законы») проектах государства.
Платон, один из родоначальников определения полиса как идеального государства, считал, что образование государства стало следствием стремления человека к удовлетворению своих потребностей, которое невозможно осуществить в одиночестве. Соответственно, перед государственной властью ставится важная задача ‒ общественное благо. Такое идеалистическое видение государства представляет собой отражение исторических условий времени своего создания. В сущности, государство Платона идентифицируется с городом как высшей формой человеческого общежития, продуктом исторического развития, исходным пунктом которого является семья. Прогресс, по мысли Платона, движется от союза семей к общине, от союза общин ‒ к формированию государства .
Платон является одним из первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в определенной форме. Более того, он преподносит на первый план не столько положения о природе, сколько проблематику самого человека. Он понимает государство, как совершенный субъект, произведенный осуществлением добра в человеческих взаимосвязях. С данной точки зрения, верно сказать, что Платон видит политику как определенный «венец философии».
Свое видение совершенного государства Платон изложил именно в трактате «Государство». «Государство» написано в период расцвета творчества Платона и является одним из наиболее известных его диалогов. Этот труд включает в себя представления автора о справедливости, о воспитании, об искусстве, об идеальном государстве, также в данном диалоге содержатся учение о душе и учение об идее блага. Чаще всего рассматриваемый труд ассоциируется с проектом идеального государства, но отражаемая в нем философская система и затрагиваемые проблемы позволяют сделать вывод о том, что указанное произведение может быть названо главным в творчестве автора .
Платон очень тонко показывает взаимосвязь структуры общественных классов идеального государства и строения человеческой души. Все затрагиваемые в «Государстве» философские проблемы анализируются посредством рассуждений автора об идеальном государстве, что является неким стержнем, который и объединяет все десять книг диалога. Своему видению идеального общественного устройства он противопоставляет отрицательные формы государственной власти. Платон видел политическим идеалом стабильность государства, которая достигается выполнением каждым членом общества своей работы, что справедливо.
Платон крайне негативно высказывается о триумфе демократии и изображает государство в корне противоположное афинскому полису. По Платону свобода должна замениться твердым порядком. В трактате «Законы» дается по достоинству государственного строя. По Платону, монархия это начало власти, а демократия – начало свободы. Оба этих начала, при гипертрофированном использовании приводят к гибели государства.
Представление о государстве как о единой гражданской общине упрочилось в истории европейского политического менталитета и имело немало последователей. Древнегреческий ученый и философ Демокрит называл всеобщее благо и справедливость основополагающими свойствами государства и был близок к тому, чтобы выделить публичную власть как один из признаков государства. «...Хорошо управляемое государство, – писал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
«Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» .
Исходя из этого рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд. Посредством чего эти нужды при таком скоплении людей должны удовлетворяться?
Платон разделяет людей по трудовому вкладу в это самое скопление :
1 группа. Это ремесленники, купцы, земледельцы и др., где каждый должен заниматься тем трудом, к которому он склонен по природным задаткам. Так называемая «низшая каста»;
2 группа. К ней относятся воины и защитники государства. Мыслитель подчеркивает, что всякий, относящийся к военной защите своего дома не должен заниматься никаким более иным делом. Он не может быть ни землепашцем, ни купцом. Однако, Платон допускает, что именно из этой группы должны происходить правители государства.
3 группа. Правители. К ней относятся обязательно мужи, которые имеют не только воспитание и образование, но и мудрость, не сведущую, в большинстве своем, большим по численности массам. Данная группа призвана, также как и воины, охранять население, однако делать следует ей по знанию. «Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию... От природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости» .
Таким образом, философ разделяет государство по сословиям. Стоит отметить, что данное разделение происходит своеобразным образом, исходя из добродетелей, где правителям уготована мудрость, защитникам - храбрость, а низшей касте - умеренность. Связующим звеном всех групп является такая добродетель как правда, занимающаяся справедливым разделением людей по группам.
Также, Платон выделяет идею о возможности существования идеального государства. Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками :
- правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов; - идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;
- идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая.
В свою очередь, Платон имеет возможность указать не только об идеальном государстве, но и выделяет типажи тех государств, которые, так скажем, отклонились от истинного пути развития.
Такими типами являются:
1. Тимократия. В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своем аристократы. Данное государство возможно от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям - нарушено. Вследствие существования таких признаков, власть захватывают сильные и распределяют между собой имущественные блага государства, а все, кто существуют вне их окружения, осуществляют свое существования в виде работников/рабов. Главным качеством данного формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизменно ждет гибель.
2. Олигархия. Образование данного типа государства происходит из тимкратического типа по следующим причинам: материальные ценности остаются в руках «избранных», большинство людей становятся бедняками, бедняки, в свою очередь, не имеют возможности участвовать в политике, поскольку именно денежные средства становятся гарантом влиятельности человека. Правителями данного государства становятся олигархи. В качестве главного закона данного типа
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристотель. Политика. М., 1972. Т. 3. 576 с.
2. Ахунов Д.Р., Латыпова Н.С. Платон об идеальном государстве // Юридическая мысль. 2020. № 1 (117). С. 25-32.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.
4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.
5. Клыкова М.А. Учение Платона об идеальном государстве // Научный аспект. 2020. Т. 13. № 2. С. 1712-1721.
6. Котлярова О.И., Працко Г.С. Аристотель и его учение о государственном перевороте // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 13-17.
7. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501. Электрон. текстовые данные. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 478 с.
8. Мударисова Д.Е. Учение Платона о государстве и обществе в нем // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2020. № 16. С. 255-259.
9. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.: Эксмо, 2017. 861 с.
10. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 2018. 798 с.
11. Платон. Диалоги : пер. с древнегреч. / сост., ред. и авт. вступит. ст. А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1986. 309 с.
12. Политико‐правовые ценности: история и современность / [В.Г. Графский, Д.В. Дождев, Н.Н. Ефремова и др.] ; отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 453 с.
13. Рылько Н.М. Сравнение Платона и Аристотеля // Наука, образование и культура. 2020. № 7 (51). С. 29-31.