Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из главных задач, которую ставит перед собою система образования, является обеспечение исторической преемственности поколений, а также сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Понятие «юриспруденция» в России в 18 в. обозначалось терминами «законоведение», «законоискусство», «правоведение», «правомудрие». Процесс становления отечественной юриспруденции проходил весьма сложно, непредсказуемо длительностью более века. Ее развитие происходило под воздействием наиболее насущных потребностей для общества, способствовало развитию великой державы - Российской империи.
Главная роль в ее становлении принадлежит императору Петру I, который, в свою очередь, дал толчок к формированию основ светского юробразования, в тот исторический период имевший большую практическую значимость для Российской империи.
Цель исследования – анализ юридической науки, образования и просвещения в 18 веке.
Юридическая наука, образование и просвещение в 18 веке
В допетровской Руси особой юридической науки не существовало. Возникновение юридической науки связано с революцией Петра I и последующими реформами.
Система юридического образования и науки пошла по совершенно иному пути. После образования Академии наук учреждается университет в 1724-м году и кафедра под названием «Право «натуры» и публичного купно с политикой и этикой». Для преподавания соответствующих дисциплин были приглашены профессора из Западной Европы, но особой популярности эта кафедра не получила. Последовательное развитие юриспруденции в России начинается с учреждения в 1755-м году Московского университета, в котором, наряду с изучением естественного и общенародного права была поставлена задача знакомится и с «положительным», т.е. римским и русским правом. Но все-таки, в первое время приоритет отдавался первой паре дисциплин. Объясняется это тем, что первыми профессорами права в России были иностранцы, например, Дильтей (не философ), который преподавал право в соответствии с идеями Просвещения .
Духовная культура объединяет все то, что привнесено в умы и сердца людей просвещением и образованием, научно-техническими открытиями и их внедрением в хозяйственную жизнь страны, развивающейся литературой, достижениями в области музыкального искусства, живописи, архитектуры и скульптуры, театра и т.д.
Духовная культура российского народа, обогатившаяся гуманистическими идеями европейского Просвещения, вступила в качественно новую стадию развития в XVIII в.
Меры по развитию образования и просвещения в России, напористо предпринятые Петром I, в последующие годы шло ни шатко, ни валко. Славяно-греко-латинская академия больше стала походить на приготовительную школу для православного духовенства. Число учащихся уменьшилось с 629 в 1725 г. до 200 во времена Елизаветы. В учителях наблюдался крайний недостаток, к тому же таковыми становились исключительно монахи. О направленности обучения в академии можно судить по вопросам, которые слушателям задавали на занятиях: «Где сотворены ангелы? Каким образом они обмениваются между собой мыслями? Есть ли в раю роза без шипов?» и т. п.
В 1730-е годы для подготовки офицерских кадров были открыты три шляхетских корпуса – Сухопутный, Артиллерийский и Инженерный. Учиться в них могли только дворянские отпрыски.
Опять же только для дворянских чад открывались частные пансионы. Входило в моду обучение на дому с приглашением иностранных учителей (гувернеров), поскольку своих было не густо. Иностранный учитель не мог дать образование по всем основным предметам, плохо владея русским языком. Да и потом, мог ли католик-француз, например, обучать детей «закону Божьему»? Поэтому, кому позволяли средства, нанимали двух учителей: иностранца для обучения языкам, хорошим манерам, верховой езде, танцам и т. п.; русского – для изучения арифметики, родного языка, географии, «закона Божьего».
По невежеству своему русские помещики не могли толком разобраться, что за учителей своим детям они приглашают. По воспоминаниям Порошина, воспитателя Павла I, к одному московскому дворянину нанялся чухонец (название эстонцев, а также карело-финского населения окрестностей Петербурга), выдававший себя за француза, и научил его детей чухонскому языку.
В связи с усилением французского влияния (при Елизавете), дворяне заботились главным образом о том, чтобы их дети умели говорить по-французски и, в соответствии с французскими манерами, танцевать. Выписанные знатными людьми французы-лакеи вскоре становились высокооплачиваемыми учителями в их домах. Толпы французов-бродяг кинулись в Россию за легким хлебом, часть из них пришлось насильно отправлять обратно ввиду полной неграмотности и откровенного невежества.
Учеба в пансионатах и на дому – положительное начало в образовании детей. Но до подлинного гуманитарного и профессионального уровня обучения оно подняться не могло. Эту роль должны выполнить университеты, но их в России до середины XVIII в. не было. В заграничные университеты на учебу могли выехать немногие. Вполне естественным и логичным шагом стало решение правительства об открытии своих университетов – при Петербургской Академии наук и Московский.
Назначение университета при Академии с философским, физическим и историческим отделениями – готовить кадры ученых. До поступления в него требовалось пройти курс обучения в гимназии. Непросто было учиться в этом университете: занятии вели немцы, да еще и на немецком языке. Ситуация медленно, но менялась: появились первые русские профессора-преподаватели (М. В. Ломоносов), занятия стали вести на русском языке, учиться стало интереснее. В гимназию увеличился приток детей из «подлых» и других сословий – разночинцев, низшего духовенства, даже солдат. Более двадцати студентов для университета подготовила гимназия. Это было каплей в море, но первой каплей, за которой последовали реки учения и знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веденеев Ю.А. Юридическая наука: введение в концептуальную историю // Lex russica (Русский закон). 2017. № 3 (124). С. 9-28.
2. Кишлакова Н.М. Философия русского просвещения 18 века о роли воспитания и образования в развитии общества // Истины и ценности ислама: материалы международной научной конференции, 11-13 декабря 2008, г. Уфа. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, Российский исламский ун-т ЦДУМ России ; [редкол.: Р. М. Асадуллин и др.]. Уфа, 2009. С. 19-24.
3. Рассказов Л.П., Рассказов В.Л., Недилько Ю.В., Цечоев В.К. История юридической науки // Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2019. С. 18-22.