Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В истории Западной Европы XVII столетие ознаменовалось кризисом, который охватил почти все страны региона и оказал существенное влияние на почти все сферы общественной жизни. Экономика вошла в состояние де-прессии, многие страны Европы в это время сталкиваются с массовыми соци-альными протестами, причиной которых был глубокий кризис как политиче-ской, так и экономической систем. В этих условиях английская буржуазная революция, которая получила название «Великий мятеж» (1640 – 1660) ста-ла отправной точкой новой эпохи. Она провозгласила принципы буржуазно-го общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных обще-ственно-политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.
Английская революция и последовавшие за ней события, в частности, государственный переворот 1688 г., получивший название «Славной рево-люции» положил начало процессу формирования конституционной монар-хии в Англии. Этот процесс продолжался в течение последующих столетий, итогом его стало преобразование конституционной монархии из дуалистиче-ской в парламентарную. Об этом периоде истории Англии и особенностях ее государственного строя в период XVIII и XIX столетий пойдет речь на стра-ницах данной работы.
Тема, выбранная нами для исследования, представляется актуальной, поскольку, во-первых, изучение сущности и разновидностей форм правле-ния, одной из которых является конституционная монархия, имеет суще-ственное значение в теоретическом аспекте, во-вторых, представляется важ-ным и значимым проследить как эволюционировала конституционная мо-нархия на протяжение указанного периода и как в период этой эволюции из-менялись взаимоотношения между различными ветвями власти, в первую очередь исполнительной и законодательной. В-третьих, важное значение в сравнительно-правовом контексте имеет изучение процесса эволюции роли и значения парламента Англии в указанный период и избирательного законо-дательства страны, направленного на постепенное расширение допуска насе-ления к участию в выборах.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в общественной жизни и государственном строе Англии в период эволюции конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – XIX вв.
Предмет исследования – нормы английских законов, регламентирую-щие организацию государственной власти в указанный период, взаимоотно-шения между различными ветвями власти, избирательные правоотношения, доктринальные источники по рассматриваемым в работе проблемам.
Целью исследования является выявление и анализ основных тенденций, присущих эволюции конституционной монархии и парламентаризма в Ан-глии в XVIII – XIX вв. Достижение поставленной цели предполагает необхо-димость решения следующих задач:
- рассмотреть содержание нормативных актов, закрепивших основы конституционной монархии в Англии на рубеже XVII – XVIII вв.;
- выявить основные тенденции, характерные для эволюции английской конституционной монархии в XVIII – XIX вв.;
- рассмотреть особенности системы «Ответственного правительства» как одной из главнейших черт конституционной монархии в Англии;
- охарактеризовать изменения роли парламента в указанный период в политической системе Англии;
- рассмотреть причины и последствия избирательных реформ, проис-ходивших в Англии в XIX в.
Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из настоящего введения, трех глав, за-ключения и списка источников и литературы.
1. ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ
Нормативное закрепление режима конституционного правления в фор-ме дуалистической монархии произошло после дворцового переворота, по-лучившего название «Славной революции» (1688 г.) . Оно было осуществле-но путем принятия двух актов: Билля о правах и Акте об устроении.
Принципы разделения властей были закреплены в Билле о правах от 13 февраля 1689 г., который определил положение парламента в системе госу-дарственных органов и установил границы королевской власти во взаимоот-ношениях с ним. Провозглашая верховенство парламента в области законо-дательной власти и финансовой политики, Билль о правах объявил незакон-ными: 1) притязания на власть приостанавливать законы или их исполнение велением короля без санкции парламента; 2) притязания на власть произво-дить изъятия из законов волей короля; 3) взимание сборов в пользу и распо-ряжение Короны без санкции парламента или не в том порядке, который им установлен; 4) задержание и преследование за обращение с ходатайствами к королю; 5) набор и содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время без санкции парламента .
Билль провозгласил также свободу выборов членов парламента, сво-боду слова и прений в нем. Он установил, что всё происходящее в парламен-те не должно служить поводом к преследованию или быть предметом разби-рательства в суде или каком-либо ином органе, кроме парламента. Не раз-решалось также требование неоправданно высоких залогов, наложение чрезмерных штрафов, применение жестоких и необычных наказаний. Билль содержал специальную норму, в соответствии с которой парламент должен был созываться «достаточно часто». Этот срок сначала был конкретизиро-ван Трехгодичным актом 1694 г., а затем Семилетним актом 1716 г., уста-навливавшим соответствующие их названиям временные промежутки .
Акт об устроении (другие названия – Акт о дальнейшем ограничении и о лучшем обеспечении прав и свобод поданных, Акт о престолонаследии) от 12 июня 1701 г. установил порядок престолонаследия и дополнительно уточнял полномочия, принадлежащие королю. Акт прямо указывал, что ко-ролевская власть должна действовать строго на основе закона и подчиняться его требованиям. В Акте закреплялось положение, согласно которому лицо, занявшее английский трон, обязано в будущем исповедовать англиканскую веру (тем самым она была провозглашена государственной религией, полно-стью исключив возможность восстановления в Англии католицизма как идеологической основы абсолютной монархии). Монарху было запрещено покидать страну без санкции парламента .
Королевская прерогатива подверглась новым нормативным ограниче-ниям. Во-первых, был закреплен принцип независимости судей от исполни-тельной власти: судьи, которые назначались Короной, могли занимать свой пост до тех пор, пока они «ведут себя хорошо», отстранение же их от долж-ности могло быть произведено лишь по представлению обеих палат парла-мента.
Во-вторых, был введен принцип контрасигнатуры – все акты прави-тельства, которым в этот момент являлся Тайный совет, помимо подписи ко-роля, должны были подписываться подписью министров, «с совета и согла-сия которых они приняты», на них возлагалась и ответственность за приня-тые акты. Наличие такой дополнительной подписи придавало актам короля юридическую силу.
В-третьих, монарх лишился права помилования тех своих министров, которые были осуждены Палатой общин в порядке импичмента. В результа-те нижняя палата парламента обрела эффективный инструмент контроля ко-ролевской администрации .
Помимо этого с целью уменьшения влияния Короны на деятельность Палаты общин, был наложен запрет на совмещение членства в ней с занятием министерского поста. Однако данное нормативное положение мешало осу-ществлению контроля нижней палаты парламента за правительством, в силу чего актами, принятыми в 1705 – 1707 гг., оно было отменено.
Упоминавшийся выше Семилетний акт 1716 г. окончательно закрепил порядок созыва и роспуска парламента, а также сессионный принцип его ра-боты, был установлен его статус регулярного и постоянно действующего ор-гана.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенштат М.П. Британия нового времени. Политическая история. - М.: КДУ, 2007. – 200 с.
2. Гелла Т.Н. Геополитические интересы Великобритании и английские политические партии в конце XIX – начале ХХ в. – Орел: Изд-во Орловского государственного ун-та, 2009. – 170 с.
3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. В 3 т. Т.1. - М.: Типография М.М.Стасюлевича, 1875. – 436 с.
4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: НОР-МА, 2015. – 816 с.
5. Жолудов М.В. Идеология и политика либеральной партии Велико-британии в 30-е годы XIX века. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. – 98 с.
6. История государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т.2/Под ред.О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. – М.: НОРМА, 2017. – 816 с.
7. История государства и права зарубежных стран/Под ред.К.И.Батыра. – М.: Проспект, 2017. – 496 с.
8. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрайт, 2019. – 1006 с.
9. Науменков О.А. Борьба партий и вторая парламентская реформа 1867 г. в Англии. – Уфа: Изд-во БГУ, 1988. – 45 с.
10. Науменкова Е.О. Власть и общество: избирательные реформы и их восприятие в Великобритании в последней трети XIX века. - СПб.: Алетейя, 2017. – 240 с.
11. Некрич А.М., Поздеева Л.В. Государственный строй и политиче-ские партии Великобритании. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 264 с.
12. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрайт, 2018. – 421 с.