Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В познание, в этот процесс, оказывается вовлеченной вся психическая деятельность личности. Но базовая роль принадлежит чувственному и рациональному познанию.
Чувственное, или сенситивное познание – это познание при помощи органов чувств, которое дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в ощущении, восприятии и представлении.
Воображение и память создают представление не только о реальном предмете, но и образы из области фантастики (ведьма в ступе с помелом, кентавр и пр).
Итак, мы делаем вывод, что чувственное познание дает нам знание о конкретных свойствах и предметах реальности. Но можно ли предположить, что эти знания достоверны?
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, которая заключается в объективном отражении мира субъектом. Субъект должен построить неотчуждаемую картину мира и с помощью нее регулировать поведение и деятельность [9, с. 168].
На основе этого определения можно выделить несколько суждений о механизмах и природе проявления психики:
1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи.
Этим свойством может обладать лишь та, у которой есть специальные органы, благодаря которым возможно существование психики.
2. Психика как отражение объективного мира. Говоря буквально, любая обладающая психикой живая материя может получать информацию об окружающем мире.
3. Любая психика, обладающая живой материей, может реагировать на изменение во внешней среде также, как и на объекты окружающей среды.
Целью данной работы является рассмотрение восприятия как познавательного психического процесса.
1 Характеристика восприятия и его свойства. Виды восприятия
На рисунке 1 мы показали основные формы чувственного познания
Рисунок 1 – Основные формы чувственного познания [7, с. 341]
Целостный предметный образ, который формируется из непосредственного воздействия на органы чувств – это восприятие. Оно формируется на базе комбинации ощущений. Как пример – яблоко воспринимается как синтез ощущения его формы, цветы и вкуса [2, с. 149].
На рисунке 2 мы показали виды восприятия.
В настоящее время восприятие в психологии может быть сгруппировано по нескольким основаниям. Одним критерием подразделения восприятия на виды стала дифференциация в анализаторах, принимающих активное участие в процессах перцепции.
Классификация базируется на том, какой анализатор выполняет в восприятии ведущую роль и преобладающее функциональное назначение. Простыми словами это подразделение основывается на органах чувств, выполняющих восприятие. В этой связи выделяют такие виды восприятия:
Визуальное;
Акустическое;
Осязательное;
Кинестетическое;
Обонятельное;
Вкусовое.
Рисунок 2 – Виды восприятия [1, с. 218]
На рисунке 3 мы показали свойства восприятия.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента [6, с. 94].
Рисунок 3 – Свойства восприятия
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия [3, с. 179].
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона.
2 Сложные формы восприятия
Восприятие пространства.
Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. — М., 1982.
2) Веккер Л. М.Психические процессы. В 3 Т. – Т. 1. –Л.,1974.
3) Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М., 1986.
4) Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
5) Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. — М., 1975.
6) Марютина Т.М. Введение в психофизиологию: Учеб.п ос. -М., Флинта, 2001.
7) Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Учеб.для вузов. - М., Владос, 1999.
8) Подласый И.П. Педагогика. – М., 2001.
9) Реан А. А.. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2001.